Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное

Теория - вопросы и ответы
Методики абилитации
Здоровье ребенка
Психология любви


Новости

08.03.2014

Наша читательница, художественно одаренная Марина Михайловна Чистова, написала повесть "Весна придет!", которую Вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://gold-child.ru/forum/messages/forum34/topic4108/message28145/#message28145

28.01.2014

Облегчит проезд к месту реабилитации и обратно Авиакомпания ЮТэйр, подписавшая соглашение с Фондом "ВИТА" о поддержке одних из самых не защищенных наших граждан - детей-инвалидов.

20.11.2013

В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» провёл первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».


Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2012

1. Колонка главного редактора
2. Содружество специалиста и родителей в телесно-ориентированной педагогике
3. Литературная страничка.Е.Калинчук.Скобяных дел мастер

23.01.2012

1. Колонка редактора - что было и что будет, а так же деловое предложение;
2. Интервью А.В.Суворова журналу "Современное дошкольное образование";
3. Марк Бурно: "Понять силу своей слабости" (Интервью с основателем терапии творческим самовыражением)

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

29.10.2014 13:45:55
Прививки от гриппа
Просмотров: 1220210
Ответов: 371
10.10.2014 10:50:55
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 74560
Ответов: 38
06.04.2014 09:56:30
Наша проза.
Просмотров: 75713
Ответов: 3
06.12.2012 20:02:06
Просим поддержать открытое письмо!
Просмотров: 167045
27.05.2012 12:00:12
Кохлеарный имплантат
Просмотров: 61798
Ответов: 11




Проект при поддержке компании RU-CENTER

«МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ» АССОЦИАЦИИ «ДАУН СИНДРОМ»: ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Эти проверочные таблицы можно использовать для тестирования ребенка, уровень развития которого соответствует 0-4 годам. Кроме того, эти таблицы могут послужить основой для формирования его индивидуальной программы. О том, как это делать детально описано в книге 2, главы 1 и 2.

Эта книга также включает сводную таблицу навыков общения, представленную в в книге 3.


ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ


  • Предисловие
  • Проверочная таблица. Общая моторика
  • Проверочная таблица. Тонкая моторика
  • Проверочная таблица. Восприятие речи
  • Проверочная таблица.
  • Социальные навыки и самообслуживание
  • Сводная таблица навыков общения
  • Довербальные навыки общения
  • Развитие речи: Ваш ребенок заговорил
  • Развитие речи: Высказывания вашего ребенка

ВВЕДЕНИЕ


В этой книге вы найдете Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР). Перечень состоит из четырех проверочных таблиц:

  • Общая моторика
  • Тонкая моторика
  • Восприятие речи
  • Самообслуживание и социальные навыки

ПРОВЕРОЧНАЯ ТАБЛИЦА
ОБЩАЯ МОТОРИКА


ДАТА ОЦЕНКИ ВАШИ
КОММЕНТАРИИ
[+/-]
От 0 до 2 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

А.1 Лежа на животике, поворачивает головку в разные стороны.

А.2 Лежа на животике, поднимает головку и удерживает ее под углом 45 градусов.

А.3 Лежа на боку, поднимает головку от плеча вверх.

А.4 Пытается поднять головку при присаживании под углом 45 градусов.

 
3 месяца
Умения малыша, который еще не ходит

А.5 Лежа на животике, поднимает голову на 90 градусов, опираясь на предплечья.

А.6 Лежа на спине, удерживает головку вдоль средней линии с прижатым к груди подбородком.

А.7 Лежа на спинке, держит ручки вместе на груди

А.8 Когда малыша присаживают, его голова отстает лишь на немного. А.9 Сидя при поддержке, удерживает голову прямо, с выступающим подбородком.

А.10 При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки.

 
4 месяца
Умения малыша, который еще не ходит

А.11 Лежа на животике, переносит вес на предплечья, локти перед плечами, подбородок подогнут.

А.12 В положении лежа на животике, не всегда находится в позе лягушонка; изредка брыкается.

А.13 Лежа на спинке, играет ручками, прижимая их к телу и отводя от него.

А.14 Лежа на спинке, направляет ручки к коленям.

А.15 Переворачивается со спинки на бок.

А.16 При присаживании держит голову на одной линии с телом.

A.17 При присаживании из положения лежа на боку, ровно держит голову.

А.18 Сидя, удерживает головку прямо, подбородок подогнут.

А.19 Стоя, выдерживает большую часть нагрузки собственного тела, управляет головкой и верхней частью туловища.

 
5 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

A.20 Лежа на животике, опирается на вытянутые руки.

А.21 Лежа на животике, опирается на предплечья и тянется за игрушкой.

А.22 Из положения лежа на животике случайно переворачивается на спину.

А.23 Лежа на спине, вытягивает обе ручки вместе.

А.24 Переворачивается со спинки на бок и остается в таком положении играть.

А.25 Сидит без поддержки в течение одной минуты.

А.26 Стоит на всей ступне, опираясь на что-либо.

 
6 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

А.27 В положении лежа на животике проявляет все реакции сохранения равновесия.

А.28 Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, приподнимая туловище и животик.

А.29 Лежа на животе, поднимает вверх позади себя ножки и сводит их вместе.

A.30 Лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку.

А.31 Лежа на животе, опираясь на вытянутые руки, пытается достать игрушку.

А.32 Переворачивается со спинки на живот.

А.33 Когда малыша начинают сажать, он помогает себе сначала головой, затем отталкивается руками.

А.34 Сидя, кладет вытянутые ручки впереди себя, чтобы не упасть.

А.35 Сидит в течение 10 минут, ручки свободны для игры.

А.36 Стоя, полностью опирается на ножки.

 
7 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

А.37 Лежа на животике, поворачивается по кругу.

А.38 Из положения лежа на животике поворачивается на бок и играет, опираясь на локоть.

A.39 Лежа на животике, принимает положение для ползания и раскачивается.

А.40 Переходи из положения для ползания в положение сидя.

А.41 Из положения лежа на животике ползет вперед, отталкиваясь руками.

А.42 В положении лежа на спине проявляет все реакции сохранения равновесия.

А.43 Сидя, поворачивает туловище, свободно играет руками.

А.44 Перемещается с животика в положение сидя.

А.45 Когда малыша начинают ставить, он выпрямляет обе ноги, подтягивается на руках.

А.46 Стоит около мебели, держась руками, и "пританцовывает".

 
8 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

А.47 В положении сидя проявляет реакции сохранения равновесия, свойственные хорошо развитому телу.

А.48 Сидит без поддержки, не падает, когда тянется в сторону.

А.49 Сидя, опирается сбоку на вытянутую руку, чтобы не упасть.

А.50 Переходит из положения сидя в положение для ползания.

А.51 Самостоятельно ползает.

А.52 Становится на колени и удерживается в таком положении.

А.53 Стоя около мебели, опирается больше на ноги, чем на руки.

 
9 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

А.54 Опираясь на стол одной рукой, поворачивается и протягивает другую руку.

А.55 С помощью падения переходит из положения стоя в положение сидя.

А.56 Совершает путешествие боком вокруг мебели.

А.57 Подтягивается на руках чтобы встать; использует позицию "стоя на одном колене, ступня другой ноги перед собой".

А.58 Совершает путешествие вокруг мебели в пол-оборота к направлению движения.

А.59 Стоит при поддержке за одну руку.

 
10 - 11 месяцев
Умения малыша, который еще не ходит

А.60 Использует различные варианты положения сидя.

А.61 Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть.

А.62 Опускается на пол, держась рукой за мебель.

А.63 Из позиции "стоя на одном колене, ступня другой ноги перед собой" или "сидя на корточках" встает на ноги; опора на рукм минимальна.

А.64 Передвигается боком опираясь о стену.

А.65 Передвигается без опоры (руки опущены).

 
От 12 до 15 месяцев
Умение сохранять равновесие, ходить, бегать

Б.66 Идет от одного предмета мебели к другому, преодолевая некоторое пространство без опоры.

Б.67 Ходит, толкая тележку.

Б.68 Встает на колени без посторонней помощи.

Б.69 Стоит самостоятельно в течение 10 секунд.

Б.70 Ходит при поддержке за одну руку.

Б.71 Поднимается с пола без посторонней помощи.

Б.72 Ходит самостоятельно, высоко подняв руки.

Умение передвигаться по лестнице и лазить.

В.73 Карабкается по лестнице на четвереньках.

 
Игра с мячом

Г.74 Бросает мячик из положения сидя любым способом.

 
От 15 до 18 месяцев
Умение сохранять равновесие, ходить, бегать

Б.75 Ходит без посторонней помоши; ручки свободны и расслаблены.

Б.76 Тащит за веревочку игрушку на колесиках.

Б.77 Наклоняется к полу и возвращается в исходное положение.

Б.78 Встает с маленькой скамеечки.

Б.79 Бежит (быстро идет), опустив глаза к полу.

 
Умение передвигаться по лестнице и лазить

В.80 Спускается по лестнице на четвереньках, ногами вниз.

 
От 18 месяцев до 2 лет
Умение сохранять равновесие, ходить, бегать

Б.81 Ходит, может внезапно остановиться и повернуться

Б.82 Ходит по полу по 30-см доске с чьей-либо помощью.

Б.83 Садится спиной или забирается боком на маленький стульчик.

 
Умение передвигаться по лестнице и лазить

В.84 Поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила, а другой за вашу руку, и становится на каждую ступеньку двумя ногами.

 
Игра с мячом

Г.85 Идет к большому мячу, чтобы ударить по нему ногой, и на ходу подталкивает его.

 
Прыжки

Д.86 Начинает прыгать с поддержкой.

 
От 2 до 3 лет
Умение сохранять равновесие, ходить, бегать

Б.87 Носит большой (до 30 см в диаметре) предмет.

Б.88 Во время ходьбы перешагивает через препятствия.

Б.89 Ходит между двумя параллельными линиями, находящимися на расстоянии 30 см друг от друга.

Б.90 Ходит задом наперед

Б.91 Не теряя равновесия, садится на корточки, чтобы играть.

Б.92 Встает с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддержки.

Б.93 Толкает и тянет большие игрушки.

Б.94 Бежит вперед очень напряженно, наступая на всю ступню.

Б.95 Проходит 4 шага по брусу.

Б.96 Стоит на цыпочках.

Б.97 Стоит на одной ноге в течение 3 секунд

Б.98 Ходит по полу по 20-сантиметровой доске без посторонней помощи.

 
Умение передвигаться по лестнице и лазить

В.99 Сам поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила, а другой за вашу руку, и становясь на каждую ступеньку двумя ногами.

В.100 Спускается по лестнице, держась одной рукой за перила, а другой за вашу руку, и становясь на каждую ступеньку двумя ногами.

В.101 Становится на кубик без посторонней помощи.

В.102 Сходит с кубика без посторонней помощи.

В.103 Сам поднимается по лестнице, держась за перила и поочередно переставляя ноги.

В.104 Поднимается и спускается по вертикальной лесенке или шведской стенке высотой 1 м.

Г.105 Сам поднимается по лестнице, а затем спускается с горки.

 
Игра с мячом

Г.106 С небольшого расстояния движением снизу вверх забрасывает мячик в корзину

Г.107 Бьет по мячу ногой с размаху.

Г.108 Стоит прямо, ноги вместе, и бросает мячик поднятой и закинутой за голову рукой.

Г.109 Подбегает к мячу, останавливается, чтобы прицелиться, и бьет.

 
Прыжки

Д.110 Прыгает, едва отрывая ноги от пола.

Д.111 Перепрыгивает через веревку на земле.

Д.112 Прыгает с подставки или нижней ступеньки, если взрослый держит его за ручки.

Д.113 Прыгает на месте, без помощи, расставив ноги.

 
Езда на трехколесном велосипеде

Е.114 Держит ноги на педалях, когда вы сами катите велосипед.

Е.115 Сам крутит педали велосипеда, но по-прежнему ставит ногу на землю перед поворотом.

 
От 3 до 4 лет
Умение сохранять равновесие, ходить, бегать

Б.116 Ходит прямо, задом наперед, тащит большую игрушку.

Б.117 Проходит на цыпочках 3 метра.

Б.118 Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см.

Б.119 Ходит без поддержки по узкой линии на полу.

Б.120 В течение 5 секунд балансирует на той ноге, на которой ему легче сохранять равновесие.

Б.121 Бегает, останавливается, заворачивает за угол, избегает препятствий.

Б.122 Бежит, перенося вес на ту ногу, которая находится впереди, и взмахивая противоположной этой ноге рукой.

 
Умение передвигаться по лестнице и лазить

В.123 Поднимается по лестнице, не держась за перила, и поочередно переставляя ноги.

В.124 Спускается по лестнице, держась за перила и поочередно переставляя ноги.

В.125 Переносит различные предметы вверх и вниз по лестнице.

В.126 Поднимается и спускается по вертикальной лесенке или шведской стенке высотой 3 метра.

 
Игра с мячом

Г.127 Бросает мячик, подняв вверх руку и развернув туловище

Г.128 Ловит мячик, диаметром 15 см двумя руками, согнутыми в локтях.

Г.129 Бьет по мячу ногой с разбега (попасть не обязательно).

 
Прыжки

Д.130 Перепрыгивает через веревку на высоте 4 см сразу двумя ногами.

Д.131 Прыгает в длину на 30 см.

Д.132 Прыгает с подставки или нижней ступеньки без помощи.

Д.133 Прыгает в бок и обратно.

 
Езда на велосипеде

Е.134 Ездит на велосипеде, совершая плавные повороты

 


ПРОВЕРОЧНАЯ ТАБЛИЦА
ТОНКАЯ МОТОРИКА


ДАТА ОЦЕНКИ ВАШИ
КОММЕНТАРИИ
[+/-]
От 0 до 3 месяцев
Умение смотреть

А.1 Устремляет взгляд на предмет и фиксирует его на этом предмете в течение нескольких секунд.

А.2 Провожает взглядом предмет, пересекающий среднюю линию его тела.

А.3 Лежа на спине, следит за предметом, описывающим дугу в 90 градусов в плоскости, перпендикулирной его телу.

А.4 Провожает взглядом предмет, движущийся вертикально.

 
Умение хватать

Б.5 Сцепляет ручки

Б.6 Держит погремушку, когда ее вкладывют ему в руку.

 
Представление о неизменности существования предмета

A.7 Задерживает взгляд на той точке пространства, откуда исчез предмет.

 
От 3 до 6 месяцев
Умение смотреть

А.8 Переводит взгляд с одного предмета на другой.

А.9 Изучает глазами предмет, который держит в руке.

А.10 Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 180 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.

А.11 Смотрит на маленький предмет.

 
Умение хватать

Б.12 Активно схватывает погремушку.

Б.13 Держит в руках два предмета, когда их ему дают.

Б.14 Тянется к предмету двумя руками.

Б.15 Лежа на спинке, тянется к предмету и достает его.

Б.16 Сидя, тянется к предмету и достает его.

Б.17 Перекладывает предмет из одной руки в другую.

 
От 6 до 9 месяцев
Умение хватать

Б.18 Согнув кисть и пальцы грабельками, захватывает изюминку.

Б.19 Берет в руки два предмета и держит их.

Б.20 Активно трясет погремушку.

Б.21 Один и тот же предмет пускает в ход по-разному.

Б.22 Вытаскивает штырек из гнезда.

Б.23 Чтобы схватить маленький предмет, использует большой палец с одной стороны и остальные с другой.

 
Представление о неизменности существования предмета

В.24 Находит частично спрятанную игрушку.

В.25 Когда игрушка падает, смотрит на пол.

В.26 Убирает препятствие, мешающее достичь желанную игрушку.

 
Умение класть или ставить предмет в нужное место

Г.27 Выпускает предмет из руки, если его запястье на что-нибудь опирается.

 
От 9 до 12 месяцев
Умение хватать

Б.28 Подражая взрослому, засовывает свой пальчик в гнездо от штырька.

Б.29 Достает предмет из коробки или вазы.

Б.30 Снимает кольцо со стержня.

Б.31 Для того, чтобы взять изюминку, захватывает ее с двух сторон ("берет в клещи").

 
Представление о неизменности существования предмета

В.32 Находит полностью спрятанную игрушку.

 
Умение манипулировать предметами

Д.33 Чтобы достать игрушку, тянет к себе веревочку, лежащую на горизонтальной поверхности.

Д.34 Толкает игрушечную машинку или вагончик.

Д.35 Держа в руках по кубику, ударяет ими друг о друга.

 
Умение класть или ставить предмет в нужное место

Г.36 Кладет предмет в мисочку.

Г.37 Надевает на стержень большие кольца.

Г.38 Кладет палочку в банку.

 
Решение несложных практических задач и головоломок

З.39 Вставляет меньший стаканчик в больший.

 
Рисование

Е.40 Патается имитировать рисование восковым мелком.

 
Навыки обращения с книгой

Ж.41 Рассматривает книгу вместе со взрослым.

 
от 12 до 15 месяцев
представление о неизменности существования предмета

В.42 Находит предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани.

 
Умение класть или ставить предмет в нужное место

Г.43 Вставляет большай штырек в гнездо доски со штарьками и гнездами.

Г.44 Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм.

Г.45 Строит башню из двух кубиков.

 
Рисование

Е.46 Держит восковой мелок в правильном положении.

Е.47 Оставляет на бумаге следы воскового мелка.

 
Навыки обращения с книгой

Ж.48 Хлопает ручкой по картинке в книжке.

Ж.49 Помогает переворачивать страницы.

 
Умение манипулировать предметами

Д.50 Чтобы достать игрушку, тянет веревочку вверх.

 
Решение несложных практических задач и головоломок

З.51 Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.

З.52 Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку

 
От 15 до 18 месяцев
Рисование

Е.53 Рисует каракули по собственной инициативе

 
Навыки обращения с книгой

Ж.54 Переворачивает страницы картонной книжки

Ж.55 Переворачивает бумажные страницы книги, захватывая по 2-3 странички сразу.

 
Решение несложных практических задач и головоломок

З.56 Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (ответстие всего одно).

З.57 Переворачивает бутылочку, чтобы достсть из нее изюминку.

 
Умение манипулировать предметами

Д.58 Манипулирует предметами, пользуясь обеими руками.

 
От 18 месяцев до 2 лет
Подбор и сортировака. Работа с предметами и картинками

И.59 Подбирает предметы к образцу (без вариантов)

И.60 Подбирает предметы к образцу (на выбор даются 2 варианта.

 
Умение хватать

Б.61 Берет в руку булавку или нитку, захватывая ее с двух сторон.

 
Умение класть или ставить предмет в нужное место

Г.62 Строит башню из шести кубиков.

 
Рисование

Е.63 Рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого.

 
Навыки обращения с книгой

Ж.64 Переворачивает по одной бумажные станицы книги.

 
Решение несложных практических задач и головоломок

З.65 Вставляет друг в друга 4 стаканчика

З.66 Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно.

З.67 Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

З.68 Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

З.69 Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм. Умение манипулировать предметами

Д.70 Складывает бумагу, имитируя действия взрослого

Д.71 Решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами.

 
Решение несложных практических задач и головоломок

З.72 Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент.

З.73 Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которых достаточно добавить один элемент.

З.74 Собирает головоломку- картинку, из которой удалены 3 элемента.

З.75 Подражая взрослому, строит поезд.

З.76 Ищет механизм, приводящий в действие игрушку.

 
Подбор и сортировака. Работа с предметами и картинками

И.77 Подбирает к картинкам соответствующие предметы.

И.77 Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются 2 варианта).

И.78 Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 2 варианта).

И.79 Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 4 варианта).

И.80 Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются 4 варианта).

 
Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе

К.81 По знаку взрослого дает один предмет.

К.82 Подбирает к образцу фигуру определенной формы (на выбор даются 3 варианта).

К.83 Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 2 варианта).

К.84 Подбирает к образцу предметы 4 разных цветов (каждый раз даются 2 варианта).

 
Рисование

Е.85 Рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого.

Е.86 Рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого.

Е.87 Держит восковой мелок пальцами.

Е.88 Сознательно рисует ни бумаге" картинку".

Е.89 Рисует круг, имитируя действия взрослого.

Е.90 Копирует изображение круга.

 
Умение манипулировать предметами

Д.91 Нанизывает на нить 4 крупные бусины.

Д.92 Нанизывает на нить 4 средние бусины.

Д.93 Режет ножницами.

Д.95 Строит башню из шести деталей набора "Дупло".

 
Умение класть или ставить предмет в нужное место

Г.96 Строит башню из 8 кубиков.

Г.97 Вставляет 6 маленьких штырьков в гнезда специальной доски.

 
Навыки обращения с книгой

Ж.98 Указывает на отдельные элементы рисунка в книжке.

Ж.99 Рассматривает книжки самостоятельно.

 
От 3 до 4 лет
Решение несложных практических задач и головоломак

З.100 Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов.

З.101 Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов.

З.102 Собирает головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов.

З.103 Подражая взрослому, строит мост.

З.104 Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту".

З.105 Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий.

 
Подбор и сортировака. Работа с предметами и картинками

И.106 Подбирает к картинкам соответствующие карточки.

И.107 Раскладывает карточки по соответствующим картинкам.

 
Подбор, сортировка и отбор.
Подготовка к школе

К.108 Из трех разных форм по просьбе взрослого выбирает одну.

К.109 Подбирает к образцу предметы определенного цвета (на выбор даются 4 варианта).

К.110 Глядя на образец, составляет цветовые комбинации из 4 кубиков.

К.111 Сортирует предметы по величине (2 варианта).

К.112 Сортирует предметы по форме (3 варианта).

К.113 Сортирует предметы по категориям (2 варианта).

К.114 Объединяет предметы в пары по функциональному признаку.

К.115 По просьбе взрослого из 4 предметов выбирает один.

K.116 Сортирует предметы по цвету (4 варианта).

K.117 Подбирает карточки 6-элементного буквенного лото к буквам на большой карте.

К.118 Подбирает карточки 4-элементного лото со словами к словам на большой карте.

 
Рисование

Е.119 Изображает знак "плюс". имитируя действия взрослого.

Е.120 Имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную литинской букве V (галочку).

Е.121 Копирует знак "плюс".

Е.122 Рисует простую картинку.

Е.123 Закрашивает отдельные части бумаги, пользуясь трафаретом.

Е.124 На большом листе бумаги рисует красками разные линии и формы.

Е.125 Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки и ноги.

Е.126 Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

 
Умение манипулировать предметами

Д.127 Нанизывает на нить 4 маленькие бусины.

Д.128 Разрезает полоску бумаги, шириной 2 см.

Д.129 Разрезает на две части квадратик со стороной 10 см.

Д.130 Наклеивает картинку на бумагу.

Д,131 Строит несложные сооружения из шести деталей набора "Дупло".

 


ПРОВЕРОЧНАЯ ТАБЛИЦА
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ


ДАТА ОЦЕНКИ ВАШИ
КОММЕНТАРИИ
[+/-]
От 0 до 3 месяцев
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

А.1 Реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

А.2 Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

А.3 На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего.

А.4 Поддерживает зрительный контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот).

А.5 Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

 
От 3 до 6 месяцев
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

А.6 Ищет глазами, откуда исходит звук.

А.7 Пoворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову).

А.8 Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову).

 
Oт 6 до 9 месяцев
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

A.9 Сидя на стуле, внимательно слушает.

А.10 Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы.

А.11 В ответ на тон говорящего (дружелюбный или сердитый) меняет выражение лица.

 
Реагирует на жесты и выполняет простые указания

Б.12 Меняет выражение лица в ответ на изменение выражения лица взрослого.

Б.13 Выполняет простую просьбу, сопровождаемую жестами.

 
От 9 до 12 месяцев
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

А.14 В шумной обстановке слушает одного человека.

 
Реагирует на жесты и выполняет простые указания

Б.15 Оборачивается, услышав свое имя.

Б.16 Услышав строгое замечание, прерывает свое занятие.

Б.17 В ответ на словесную просьбу машет ручкой или хлопает в ладоши.

Б.18 Находит знакомые предметы, о которых его спрашивают.

Б.19 Находит членов семьи, о которых его спрашивают.

 
От 12 до 15 месяцев
Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно

В.20 Из двух предметов выбирает тот, который ему называют.

 
Реагирует на жесты и выполняет простые указания

Б.21 Дает предмет говорящему в ответ на его просьбу.

Б.22 Указывает на предмет, о котором его спрашивают.

 
От 15 до 18 месяцев
Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно

В.23 Указывает на отдаленный предмет, видный из растворенной двери.

В.24 Из трех предметов выбирает тот, который ему называют.

В.25 Указывает на одну часть тела, которую ему называют.

 
Реагирует на жесты и выполняет простые указания

Б.26 Выполняет простую просьбу, выраженную двумя или тремя словами.

Б.27 Выполняет три простые просьбы, выраженные двумя или тремя словами.

Б.28 По просьбе говорящего приносит знакомый предмет из другой комнаты.

 
От 18 месяцев до 2 лет
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия

Г.29 Выполняет одно из двух разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу

Г.30 Выполняет три разных действия с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу.

 
Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно

В.31 Указывает на четыре части тела, которые ему называют.

В.32 Из четырез предметов выбирает тот, который ему называют.

В.33 Выбирает три предмета одежды, которые ему называют.

В.34 Из двух картинок выбирает ту, которую ему называют.

В.35 Из четырех картинок выбирает ту, которую ему называют.

В.36 Указывает на семь частей тела, которые ему называют.

 
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

А.37 Выслушивает короткий рассказ до конца.

 
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия

Г.38 Демонстрирует десять действий в ответ на просьбы, содержащие соответствующие слова.

Г.39 Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из двух предметов и совершая одно из двух действий.

Г.40 Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из трех предметов и совершает одно из четырех действий.

Г.41 Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из четырех предметов и совершая одно из четырех действий.

Г.42 Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое - название предмета.

 
Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно

В.43 Указывает на десять частей тела, которые ему называют.

В.44 В ответ на вопрос: "Где...?" показывает на себя.

В.45 Из девяти картинок выбирает ту, которую ему называют.

В.46 Из четырех предметов выбирает два в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют.

В.47 Из шести предметов выбирает четыре в соответствии c функциональными признаками, которые ему называют.

В.48 Из шести предметов выбирает шесть в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют.

В.49 Из пяти представленных ему различных кушаний указывает три, о которых его спрашивают.

В.50 Из пяти представленных ему различных животных указывает трех, о которых его спрашивают.

В.51 Из пяти представленных ему предметов мебели указывает три, о которых его спрашивают.

В.52 Выполняет просьбу: "Дай мне... и...!", выбирая два предмета из четырех.

В.53 Выполняет просьбу Дай мне... и...!", выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате.

 
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния

Д.54 Из двух предметов - большого и маленького - выбирает большой.

Д.55 Из двух предметов - большого и маленького - выбирает маленький.

Д.56 В каждой из двух пар предметов по нашей просьбе находит большой или маленький предмет.

 
Умение выполнять просьбы, содержащие предлоги и другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого.

Д.57 По просьбе говорящего кладет предмет на и под перевернутую вверх дном чашку.

Д.58 По просьбе говорящего кладет предмет в сосуд.

Д.59 По просьбе говорящего вынимает предмет из сосуда.

Д.60 По просьбе говорящего кладет предмет в, на, под другой предмет.

 
Умение реагировать на грамматические особенности

Ж.61 Распознает множественное число существительных.

Ж.62 Различает притяжательные местоимения

Ж.63 В словах говорящего, который показывает два предмета, распознает частицу не.

 
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

А.64 В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине.

 
От 3 до 4 лет Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия

A.65 Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое - название предмета из тех, которые находятся в комнате.

Г.65 Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое - название предмета из тех, которые находятся в комнате.

 
Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно

В.67 Указывает на 13 частей тела.

В.68 Указывает на 16 частей тела.

В.69 Если на картинке изображены мальчик и девочка, указывает того, о ком спрашивают.

В.70 Если на картинке изображены мужчина и женщина, указывает того, о ком спрашивают.

В.71 Отбирает предметы, относящиеся к понятию "пища".

В.72 Отбирает предметы, относящиеся к понятию "животные".

В.73 Отбирает предметы, относящиеся к понятию "одежда".

В.74 Отбирает предметы, относящиеся к понятию "мебель".

 
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния

Д.75 По просьбе говорящего выбирает длинный и короткий предметы.

Д.76 По просьбе говорящего выбирает твердый и мягкий предметы.

Д.77 По просьбе говорящего выбирает шероховатый и гладкий предметы.

Д.78 По просьбе говорящего выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.).

Д.79 В ответ на вопрос: "Что ты делаешь, когда устал/голоден\тебе холодно?" отвечает или показывает, что делает.

Д.80 Из группы предметов отбирает одинаковые.

Д.81 Среди нескольких предметов находит тот, который отличается от остальных.

Д.82 Находит веселого, грустного, сердитого человека или показывает сам, что означают эти понятия.

Д.83 Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого.

Д.84 Находит первого и последнего.

 
Умение выполнять просьбы, содержащие предлоги и другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого.

Е.85 По просьбе говорящего кладет один предмет перед\за другим.

Е.86 По просьбе говорящего кладет один предмет сбоку\подальше от другого.

Е.87 По просьбе говорящего кладет предмет перед, за, сбоку, подальше от, на и под перевернутую чашку.

 
Умение реагировать на грамматические особенности

Ж.88 В словах говорящего который демонстрирует два действия, распознает частицу не.

Ж.89 Распознает частицу не, когда ее употребляют по отношению к признаку предмета.

Ж.90 Различает местоимения его, ее, я, ты.

 
Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

А.91 Слушая рассказ, отвечает словами или жестами на простые вопросы.

 



ПРОВЕРОЧНАЯ ТАБЛИЦА
САМООБСЛУЖИВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ



ДАТА ОЦЕНКИ ВАШИ
КОММЕНТАРИИ
[+/-]
От 0 до 3 месяцев
Взаимодействие с окружающими и игра

А.1 Успокаивается, когда его берут на руки.

А.2 На мгновение фиксирует свой взгляд на лице.

А.3 Улыбается или подает голос в ответ на обращенные к нему слова или прикосновение.

 
От 3 до 6 месяцев
Взаимодействие с окружающими и игра

А.4 Тянет ко рту руку с игрушкой или каким-нибудь другим предметом.

А.5 В предвкушении того, что его сейчас возьмут на руки, шевелит ручками, ножками или поднимает голову.

А.6 Улыбается без видимой причины.

А.7 Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки.

А.8 Улыбается отражению в зеркале.

А.9 Пытается дотянуться дo игрушки.

А.10 Смеется, когда его головку накрывают пеленкой.

 
Умение самостоятельно есть и пить

Б.11 Глядя на грудь или бутылочку, предвкушает приближение кормления.

Б.12 Берется руками за грудь иои бутылочку.

Б.13 Всасывает и проглатывает пюреобразную пищу.

 
От 6 до 9 месяцев
Взаимодействие с окружающими и игра

А.14 Смеется, когда с ним играют в знакомые игры.

А.15 Реагирует удивленным взглядом или плачем на появление незнакомых людей.

А.16 Играет с несколькими игрушками самостоятельно в течение 10 минут.

 
Умение самостоятельно есть и пить

Б.17 Пьет из чашки с помощью взрослого.

Б.18 Жует и проглатывает полупротертую пищу.

Б.19 Самостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухари, печенье и т.п.).

 
От 9 до 12 месяцев
Взаимодействие с окружающими и игра

А.20 Участвует в игре "Ку-ку, вот и я".

А.21 Играет в простые игры, требующие взаимодействия, например, "ладушки" или "сорока-ворона", протягивая и удерживая свои руки, А.22 Демонстрирует простую функциональную игру, поднося ко рту чашку или ложку.

А.23 Играет в мяч, толкая его обратно маме.

А.24 Играет самостоятельно вблизи взрослого) в течение 15-20 минут.

 
Умение самостоятельно есть и пить

Б.25 Берет в руку и ест маленькие кусочки пищи.

Б.26 Держит ложку и пытается взять в рот ее содержимое.

Б.27 Откусывает и кусочек печенья и жует его.

Б.28 Ест размятую пищу.

 
От 12 до 15 месяцев
Умение самостоятельно есть и пить

Б.29 Пьет самостоятельно, но часто проливает питье.

Б.30 Самостоятельно ест ложкой, часто теряя ее содержимое.

Б.31 Жует обычную пищу.

 
Умение самостоятельно одеваться

В.32 Снимает носок или шапку.

 
Взаимодействие с окружающими и игра

А.33 Кидает игрушки, иногда играя, иногда - чтобы отбросить их от себя.

А.34 "Выделывается", чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

А.35 Дает или показывает взрослым игрушку.

 
От 15 до 18 месяцев
Умение самостоятельно одеваться

В.36 Помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног.

В.37 Надевает шапку.

 
Взаимодействие с окружающими и игра

А.38 поворачивает картинку или книжку, чтобы она лежала как надо, если она была перевернута "вверх ногами" или лежала обложкой вниз.

А.39 Имитирует работу по дому.

А.40 Демонстрирует более длительную функциональную игру.

 
От 18 месяцев до 2 лет
Умение самостоятельно есть и пить

Б.41 Пьет из чашки, ничего не проливая.

Б.42 Ест ложкой, ничего не теряя.

 
Навыки опрятности

Г.43 Контролирует свой стул.

Г.44 В течение дня регулярно остается сухим.

 
Умение самостоятельно одеваться

В.45 Снимает штанишки.

 
Взаимодействие с окружающими и игра

А.46 Вступает в контакт с ровесниками, используя жесты.

А.47 Наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.

А.48 Отстаивает свою собственность.

 
От 2 до 3 лет
Взаимодействие с окружающими и игра

А.49 Вовлекается в игры типа "семья" или "дочки-матери".

А.50 Играет возле детей и время от времени вступает с ними в контакт.

А.51 Помогает в простой работе по дому.

А.52 В 50 процентах случаев отвечает действием на просьбы взрослых.

А.53 В ответ на просьбу может сделать выбор.

А.54 Соблюдает очередность под руководством взрослого.

А.55 В течение 10 минут вместе с другими детьми, не отвлекаясь, слушает музыку или сказку.

А.56 После напоминания говорит слово "пожалуйста".

А.57 Присоединяется к пению или к чтению стихов.

А.58 Расстается с мамой без плача.

 
Умение самостоятельно есть и пить

Б.59 Пьет через соломинку.

Б.60 Пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи.

 
Умение самостоятельно одеваться

В.61 Надевает носки.

В.62 Обувает ботинки.

В.63 Надевает штанишки.

В.64 Снимает футболку или блузу.

В.65 Расстегивает застежку "молния".

 
Навыки опрятности

Г.66 Показывает жестами, что хочет в туалет.

Г.67 Просится в туалет, выражая свое желание словами.

Г.68 В туалете сам спускает штанишки.

Г.69 Под руководством взрослого ходит в туалет.

 
Умение самостоятельно умываться и приводить себя в порядок.

Д.70 Моет руки и ноги (сидя в ванне).

Д.71 С помощью взрослого моет и вытирает руки.

Д.72 С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой.

 
От 3 до 4 лет
Взаимодействие с окружающими и игра

А.73 Участвуя в групповых играх, руководимых взрослыми, соблюдает их правила.

А.74 Дожидается своей очереди, играя с другими детьми.

А.75 Играет рядом с детьми и разговаривает с ними.

А.76 50 процентов всего игрового времени полноправно играет с другими детьми.

А.77 В 50 процентах случаев говорит "пожалуйста" и "спасибо" без напоминания.

А.78 В 75 процентах случаев отвечает действием на просьбы взрослых.

А.79 Называет свой пол, если спросят.

А.80 Выполняет протую работу по дому.

А.81 Избегает опасности.

А.82 Не выходит за установленные родителями границы территории.

А.83 Делит внимание родителей с другими.

 
Умение самостоятельно есть и пить

Б.84 Во время еды пользуется вилкой и ложкой

Б.85 Наливает напиток из кувшина, не проливая.

 
Умение самостоятельно одеваться

В.86 Надевает джемпер или блузу.

В.87 Надевает рубашку.

В.88 Надевает платье или длинные брюки.

В.89 Расстегивает большие пуговицы.

В.90 Застегивает большие пуговицы.

В.91 Раздевается полностью.

В.92 Одевается полностью под наблюдением взрослого.

93 Застегивает кнопки.

 
Навыки опрятности

Г.94 Остается сухим всю ночь.

Г.95 Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу.

Г.96 Под руководством взрослого спускает воду в туалете.

Г.97 Сам идет в туалет и под руководством взрослого делает все, что нужно.

 
Умение самостоятельно умываться и приводить себя в порядок

Д.98 Чистит зубы, руководимый словесными указаниями.

Д.99 Без напоминания вытирает нос.

Д.100 Моет лицо и руки без какой бы то ни было помощи.

 


ПРОВЕРОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
(СЖАТЫЙ ВАРИАНТ)

Ниже в сжатом виде мы помещаем проверочные таблицы, которые используются при оценке речевого развития. В главах 2 и 3 книги 3 приведены те же таблицы, но в развернутом виде и с примерами. Именно ими следует пользоваться при проведении обычного очередного тестирования.

Сжатый вариант удобен для получения наглядной картины (или построения профиля) прогресса в освоении навыков данной группы.

Каждый раз, окончив тестирование, заносите полученные результаты в таблицы, которые приводятся ниже. Для этого мы предлагаем пользоваться следующими условными обозначениями:

  • если ребенок не нуждается больше в обучении данному навыку, - нарисуйте полностью закрашенный квадратик;
  • если ребенок как раз занимается освоением данного навыка, нарисуйте наполовину закрашенный квадратик;
  • если ребенок не готов к освоению данного навыка. нарисуйте пустой квадратик.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД


Замечание: До заполнения этой таблицы непременно просмотрите все проверочные листы главы 2 книги 3.


НАВЫК ДАТА ОЦЕНКИ ЗНАК
ОЦЕНКИ

2.1 Умение внимательно слушать, смотреть и реагировать #1

   

2.2 Умение внимательно слушать, смотреть и реагировать #2

   

2.3 Умение соблюдать очередность.

   

2.4 Подражание:

Действиям.

Мимике.

Звукам.

   

2.5 Применение навыков общения довербального периода в повседневной жизни.

Умение здороваться.

Умение прощаться.

Способность делиться информацией.

Способность предлагать предметы окружающим.

Способность оказывать услуги окружающим.

Способность просить об услуге.

Отказ от предлагаемого предмета.

Отказ от предлагаемой услуги.

Несогласие с суждением другого человека.

Собственное творчество.

Практика.

   


РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ:
УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЧЬЮ


Замечание: До заполнения этой таблицы непременно просмотрите все проверочные листы главы 3 книги 3.


НАВЫК ДАТА ОЦЕНКИ ЗНАК
ОЦЕНКИ

3.1 Умение пользоваться речью: Отдельные слова.

Умение здороваться и прощаться.

Просьба дать какой-нибудь предмет.

Просьба об услуге.

Просьба объяснить что-нибудь.

Отказ от предлагаемого предмета.

Отказ от предлагаемой услуги.

Несогласие с суждением другого.

Способность предлагать предметы.

Способность предлагать услуги.

Умение сообщать что-нибудь.

Собственное творчество.

Способность завязывать разговор.

Способность поддерживать разговор.

   

3.2 Умение пользоваться речью:

Фразы.

Умение здороваться и прощаться.

Умение попросить какой-нибудь предмет.

Умение попросить об услуге.

Умение попросить объяснить что-нибудь.

Отказ от предлагаемого предмета.

Отказ от предлагаемой услуги.

Несогласие с суждением другого.

Умение предлагать предметы.

Умение предлагать услуги.

Способность сообщать что-то, касающееся вашего общего занятия.

Способность сообщать что-то новое.

Собственное творчество.

Умение комментировать события.

Умение завязывать разговор.

Умение поддержать разговор.

   


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ РЕБЕНОК СПОСОБЕН ВЫРАЗИТЬ


Замечание: До заполнения этой таблицы непременно просмотрите все проверочные листы главы 3 книги 3.



НАВЫК ДАТА ОЦЕНКИ ЗНАК
ОЦЕНКИ

3.3 Мысли и желания, которые ребенок способен выразить.

Отдельные слова.

Имена существительные.

Глаголы.

Слова отрицания.

Слова, выражающие желание повторить что-то еще раз.

   

3.4 Мысли и желания, которые ребеок способен выразить.

Фразы из двух слов.

Фразы, имеющие структуру: действующее лицо + действие.

Фразы, имеющие структуру: Действие + объект.

Фразы отрицания.

Фразы, выражающие желание повторить что-то еще раз.

Фразы, указывающие на местоположение.

Указательные фразы (со словами "этот", "тот").

Определительные фразы.

Фразы, указывающие на принадлежность.

   

3.5 Мысли и желания, которые ребенок способен выразить.

Фразы из трех слов.

Фразы, имеющие структуру: дйствующее лицо+действие=объект.

Фразы, указывающие на местоположение

Фразы, выражающие желание повторить что-то еще раз.

Фразы отрицания

Определительные фразы

Указательные фразы (со словами "этот", "тот").

Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова.

Вопросы, требующие ответа "да" или "нет".

   

3.6 Грамматические особенности

Во время каждого тестирования записывайте общее число грамматических особенностей, использованных малышом.

   


КОНЕЦ.




Назад в раздел

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance