Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"

 
   
 
  Сделать стартовой Добавить в избранное  

Теория - вопросы и ответы
Методики абилитации
Здоровье ребенка
Психология любви


Новости

17.08.2008

У нас появился раздел под названием "Творчество наших детей".
Он - для тех, кто верит: нет бесталанных детей. Есть дети, талант которых надо рассмотреть.
Именно для этого мы показываем

здесь работы мальчиков и девочек, делающих чудеса своими руками.

15.06.2008

На сайте есть раздел, где рассказывается о тех, кто в беде и нуждается в нашей с Вами помощи. В преддверии праздника Троицы он пополнился еще одной историей - Игорька Загваздина из Ханты-Мансийска. Они ждут нас. ПОМОЖЕМ?

27.05.2008

В адрес председателя правления Фонда пришло письмо, с текстом которого можно ознакомиться ЗДЕСЬ.


  Поиск на сайте




Рассылка

14.09.2008

1. А.В. Суворов. Самое неособое, что есть на свете – особенность каждого.
2. "У Вашего ребенка детский церебральный паралич" (Пособие для родителей). Перевод В. Труфанова (окончание).
3. Д. Соколов. Сказки и Сказкотерапия.(начало)

06.09.2008

1. Колонка главного редактора. О книгах Глена Домана и лекциях его сына в Москве, Риге и Киеве.
2. "У Вашего ребенка детский церебральный паралич" (Пособие для родителей). Перевод В. Труфанова.(продолжение)
3. Самсонов Ф.А., Крапухин А.В.Наследственный фактор в патологии речи.

31.08.2008

1. Людмила Есипова. Уроки логопеда.
2. "У Вашего ребенка детский церебральный паралич" (Пособие для родителей). Перевод В. Труфанова.
3. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.

Архив рассылок


 

Последние сообщения с форума

Последнее сообщение темы 
Трисомия 21

в форуме "Солнышки"

Последнее сообщение темы 
Все связано...

в форуме "Плоховидящие детки"

Последнее сообщение темы 
Методика Качесова,г. Москва.

в форуме "Методы мед. абилитации"

Последнее сообщение темы 
Фотоконкурс "Мое маленькое чудо"

в форуме "Администрация"

Последнее сообщение темы 
Родители глухих и с/с деток! ВАМ СЮДА!

в форуме "Родительский фронт"



Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ"
Список сайтов
Предыдущий | Следующий
Случайный


СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП, БОЛЬНЫХ С ТРАВМАМИ ПОЗВОНОЧНИКА)

На сегодняшний день в нашей стране существует и успешно развивается система социально - педагогической реабилитации лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в которой приоритетным является использование педагогического подхода.

На сегодняшний день в нашей стране существует и успешно развивается система социально - педагогической реабилитации лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в которой приоритетным является использование педагогического подхода. Модель данной системы представлена на примере детей с ДЦП (детским церебральным параличом). Дети с ДЦП - причисляются к особой категории. ДЦП - заболевание, отягощенное не только двигательными, но интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями. Любая из форм ДЦП, как правило, включает в себя все вышеперечисленные дефекты, комплексно проявляющиеся в той или иной мере. Таким образом, и сам подход к решению этой проблемы должен быть комплексным.

В отличие, от сложившегося медицинского подхода система предусматривает использование потенциала индивидуального развития, стимулирующего преодоление ребенком своих ограниченных возможностей. Данный подход не исключает медицинские меры профилактико - диагностического контроля за ребенком, а также в исключительных случаях (после 4 - 5 летнего возраста) хирургического вмешательства с целью преодоления отклонений в развитии опорно - двигательного аппарата. Система социально - педагогической реабилитации сложилась и получила признание как кондуктивная педагогика в Венгерской Республике.

Кондуктивная педагогика была разработана в 1945-1967 гг. венгерским врачом и педагогом проф. Андрашем Петё. В последствии она получила развитие в трудах его ученицы и коллеги проф. Марии Хари.

Кондуктивная педагогика - изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения, а также вопросы абилитации и реабилитации детей, имеющих церебральный паралич. Кондуктивная педагогика рассматривает ребенка как личность в целом, используя в работе с ним системный подход, стремиться ввести и применить реабилитационные мероприятия во все виды деятельности в процессе всего дня.

Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Для достижения этого на начальном этапе у ребенка необходимо сформировать подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется, таким образом, человек из дисфункциональной личности становится личностью ортофункциональной. Это достигается стимуляцией и развитием способностей личности к обучению. В процессе достижения этой цели основывается на высокую пластичность мозга ребенка, которая особенно характерна детскому возрасту.

Ход всего реабилитационного процесса осуществляется в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, имеющих схожую форму церебрального паралича. Управление процессом осуществляется педагогом - кондуктором (от лат. conductor - сопровождающий, проводник). Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная задача кондуктора при работе с детьми - достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка находящегося в группе в процессе обучения: преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивая задержанные и корригируя нарушенные функции. Большую роль в достижении этой цели играет комплексная программа дня. Она включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме.

Комплексы упражнений, а также и задания входящие в них подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения входящие в комплекс основаны на физиологических движениях.

В комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами входят упражнения с мячом, на лестнице, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, а также данный комплекс дополняется ходьбой с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Системный подход в кондуктивной педагогике не подразумевает разделение ее элементов, и применения их не зависимо друг от друга. Нацеленная в первую очередь на личность программа позволяет ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью, в ходе чего ребенка никто не подгоняет, не проявляет к нему нетерпения.

Для становления ортофункциональной личности применяются программы, связанные с конкретными нуждами детей. Возможность их практического применения и непрерывность деятельности характеризуют кондуктивную педагогику, как динамическую систему, постоянно совершенствующую ребенка.

Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе в значительной степени зависит от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях. Для стимуляции двигательной активности и достижения спонтанности в действиях ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата всегда необходимо знать цель и причину действия для начала его осуществления. Немаловажное значение в формировании мотивации в процессе реабилитационной работы является стремление ребенка к успеху и достижение прогнозируемого результата. Поэтому любой, даже совсем не значительный успех получает положительную оценку специалистов.

Одним из основополагающих компонентов кондуктивной педагогики является выбор активной жизненной позиции у ребенка. Сложившееся в реабилитационной среде особое представление о заниженной активности детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата уменьшают активное участие самого ребенка в процессе реабилитации. Вследствие такого подхода в реабилитации детей с ДЦП существуют в большинстве своем методы, построенные на простом присутствии ребенка на так называемом сеансе лечения или реабилитации.

Воспитание активного, думающего человека, способного креативно мыслить и самостоятельно решать многие жизненные задачи, в том числе и двигательные, цель кондуктивной педагогики, а исправление нарушений возникших вследствие ДЦП средство для достижения этой цели.

Таким образом рассмотрены основные теоретические положения, характеризирующие кондуктивную педагогику. Знакомство с венгерским опытом позволяет понять сущность и особенности системы социально - педагогической реабилитации детей с ДЦП, а также ее отличие от превалирующего в нашей стране медицинского подхода.



Автор: Мостовой Д.Ю., к.п.н., ведущий специалист по реабилитации Компании "ДОК"


Назад в раздел