Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное

Вместе с нами
Золотые детки
Рассылки
Журнал "Чистый родник"
Партнеры и друзья
Творчество наших детей
Ваше участие
Новости
Авторы
Контакты


Новости

07.01.2011

Авторы - Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова.
"Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей" (сборник статей).
В данной брошюре собраны статьи, посвященные влиянию нарушений глубокой телесной чувствительности и пространственного восприятия на формирование психики ребенка. Подробнее об этом издании - ЗДЕСЬ.

26.09.2010

В рамках 1 Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» 14 октября 2010 г с 17:00 до 19:00 руководителем московского филиала Фонда совместно с коллегами проводится тренинг "Глубокая чувствительность"

Подробности по проведению этого мероприятия - ЗДЕСЬ.

02.09.2010

В Москве, недалеко от метро Беляево, открылся филиал Фонда "ВИТА".

Там работают методисты доп. образования, арт-терапевт, игротерапевт.

Работаем с семьями, в которых воспитываются аутисты, ДЦП-шки, дети с комплексными патологиями...

В основу работы специалистов положена теория движений Бернштейна.

Раньше эта группа специалистов работала в Ясенево.

Сюда они перебрались в августе - и привели с собой своих "старых" клиентов.

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.


Поиск на сайте




Рассылка

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

19.07.2010

1. Колонка главного редактора.
2. Приглашение к участию в общественной экспертизе Закона об образовании
3. Нужна помощь юристов и всех, кто знаком с проблемой инвалидности ребенка

01.02.2010

1. Колонка главного редактора - о том, что было и что будет.
2. А.В. Суворов. Микрокосм и дети-инвалиды (заочный урок человечности)
3. А.В. Суворов. Рупор. О журналисте Никонове и прочих.

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

23.01.2011 21:48:53
Урок 1. Рисование на бумаге или ватмане
Просмотров: 11
07.01.2011 18:36:28
И снова о прививках
Просмотров: 678
07.01.2011 17:49:12
Тренинг "Глубокая чувствительность"
Просмотров: 7694
Ответов: 1
03.01.2011 00:05:38
Трисомия 21
Просмотров: 358500
Ответов: 485
16.08.2010 14:15:48
Будем знакомы
Просмотров: 29898
Ответов: 54
22.07.2010 23:44:45
ЭПИЛЕПСИЯ ,ТУБЕРОЗНЫЙ СКЛЕРОЗ
Просмотров: 7192
Ответов: 5




Проект при поддержке компании RU-CENTER


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 145

2009-01-01

Тираж: 4187 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:


Н. Гузик - главный редактор
О. Зонтова - редактор,
Н. Ратушна - ответственный редактор

Члены редакции:

М. Алекс,
А.И. Бороздин,
В. Боровская,
О.Г. Граф,
И. Глушенков,
Н.Н. Иващенко,
В.А. Качесов,
Р. Крайнова,
Е. Крестик,
Т. Пачколина,
Е. Фалилеева

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Колонка главного редактора [прочитать]
  • Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.[прочитать]
  • Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.(начало)[прочитать]


 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Новый год пришел!

Он открывает все двери – и мы забываем все плохое, и вспоминаем все хорошее, что принес ушедший 2008-й...

Давайте сделаем это вместе.

В 2008–м нам удалось то, что не удавалось годами:

Фонд и его сайт Город Золотой (http://gold-child.ru ) вошли в десятку лучших на Премии Рунета.

Мы организовали несколько конкурсов – и успешно провели их.

Нас стало больше, благодаря помощи Ольги Зонтовой – директора Центра интегративного образования РОСТа и её коллег из Питера.

Еще мы встретились с Дугласом Доманом.

И нам написали новые друзья и коллеги из Смоленска и Екатеринбурга.

В проведении конкурса "Придумай сказку" нам стало помогать Агентство социальной информации и Интернет-портал творческих учителей,

а в публикации наших статей на темы образования в России - газета "Вести образования".

И мы договорились с издательским домом "1 сентября" и с главным редактором Санкт-Петербургской газеты "Русский инвалид" о сотрудничестве в издательских делах.

Это лишь некоторые дела из огромного перечня, который приводить тут нет никакой возможности.

Честно говоря, многое упущено и не удалось из-за хронической нехватки времени у всех нас.

Ну, не разорваться тем нескольким активистам, которые все это организовали и делают.

Да и как я невесело шучу, не могут 3 человека заменить Минздрав.

Однако, уже то, что мы стали узнаваемыми и то, что с нами стали считаться и на региональном и на федеральном уровне – это здорово, как мне кажется.

Значит, есть надежда, что придут новые люди, и наши проблемы перестанут быть только НАШИМИ проблемами...

…Сегодня мне выпала честь анонсировать акцию "Я – Дед Мороз", которую для наших детей организовал Благотворительный фонд "Дети Мира".

Я прошу всех, у кого есть такая возможность, помочь с информационной поддержкой. Буду очень благодарна.

Благотворительный Фонд "Дети Мира" приглашает принять участие в предновогодней акции

"Я - ДЕД МОРОЗ".

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Разрешите от меня лично, от благотворительного Фонда "Дети Мира" и от всех Детей, поздравить Вас как участника группы АНТИбезразличие с наступающим Новым 2009 Годом!

Мир Вашему дому, Вашим родным и близким, знакомым и Мир всем нам:

С Новым Годом поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Всем, кто холост - пожениться,

Всем, кто в ссоре - помириться,

Про обиды позабыть,

Всем, кто болен - стать здоровым

Расцвести, помолодеть.

Всем, кто тощий - стать потолще,

Слишком толстым - похудеть.

Слишком умным - стать попроще,

Недалеким - поумнеть.

Всем седым - чтоб потемнели,

Чтоб у лысых волоса на макушке загустели, как сибирские леса!

Чтобы песни, чтобы пляски,

Не смолкали никогда.

С Новым Годом!

С Новым Годом!

Да минует нас беда!

C наступающим Вас Новым Годом!

Мир Вашему дому, Вашим родным, близким и знакомым.

Мир всем нам.

У меня к Вам есть предложение и просьба. Я очень надеюсь, что Вы правильно воспримите её, и примите участие в предновогодней акции "Я - ДЕД МОРОЗ".

Речь пойдет о ДЕТЯХ, о больных детях, которые в эти дни загадывают свои самые сокровенные желания.

Вспомните свое детство! О том, как Вы мечтали о плюшевом мишке - и вдруг именно он оказался в подарках Деда Мороза, ждавших Вас утром под елкой. Или о празднике, который Вам устроили родители. С катанием на санях и с игрой в снежки...

Сегодня мы Вам расскажем о других детях. Они такие же дети. Любят маму и папу. Мечтают об игрушках и книжках с картинками.

Но у них есть одно особенное, чего нет ни у кого, читающего эти строки.

Они мечтают не болеть.

Они мечтают жить.

И их мамы с папами мечтают им помочь в этом.

Загляните в свою душу и спросите себя: чего я хотел в детстве и не получил на Новый Год? Не мог купить, выпросить у родителей, у брата или сестры, у бабушки или дедушки?

А какой вопрос возникает у наших малышей?

Какие слова надо найти маме или папе, когда их ребенок смотрит на них взрослыми глазами и спрашивает: "Я буду жить?"

Или уже не спрашивает, что еще хуже?

Как быть? Куда идти? Кого умолять помочь и спасти?

Замкнутый круг разорвать невозможно...

А у нас опять не хватит времени на то, чтобы оглянуться и УВИДЕТЬ…

И будет эта рана ныть и стонать в душе…

У меня есть предложение!

Примите участие в благотворительном проекте "Я - ДЕД МОРОЗ". Станьте "Дед Морозами" для них, сделайте их счастливыми, ведь им так мало надо... подарите им жизнь!

Мы все будем встречать и праздновать Новый Год целую неделю, а им остаётся только ждать...и надеяться на чудо.

Будьте милосердны, примите участие в акции, ведь 10 или 50 или 100 рублей или гривен погоды не делают, а детям помогут поверить в чудеса.

Не даром говорят - с миру по нитке, а детям праздник. Каждый ребёнок будет знать, что и к ним пришел Дед Мороз и главное что он был, вспомнил о них. И Вы тоже будете знать, что и 31- го и 1- го и в остальные дни Вы как "Дед Мороз" присутствуете рядом с ними, в их сердцах до следующего Нового Года.

Никто из нас не застрахован от неприятных случаев в жизни, и мы все равны перед Богом. У каждого из нас своя дорога, но иногда она пересекается, так и хорошие дела всегда пересекаются.

Мы ждем Вашего участия и помощи от Вас.

Не отказывайте детям, помните о том, что они просить за себя не могут.

И дело хорошее будет сделано и в сердцах детей частичка тепла начнет гореть. Улыбка появится на лице, и синяки под глазами от слез, обиды и боли сойдут.

Буду Вам очень признателен, если Вы найдёте возможность, и окажете помощь от имени предприятия или от себя лично на лечение больных детишек.

Не отходя от компьютера, Вы можете внести благотворительный взнос или добровольное пожертвование в помощь детям через:

Яндекс. Деньги

Кошелек: 41001211598222

или WebMoney

для долларов: Z308796921462

для рублей: R289205296643

для евро: E140319094223

Если у Вас есть своя страничка, свой блог, или свое сообщество, или Вы общаетесь в форумах или на игровых серверах, Вы можете поместить информацию об акции или просто, разослать это письмо своим знакомым, а вдруг кто-то из них отзовется на наше обращение.

Ну а если уж, судьба так сложилась, что у Вас нет ни одной из возможностей, то Вы просто можете отправить SMS - сообщение на номер, или оплатить путем мобильного платежа любую сумму, которую позволите себе сделать без ущерба для семьи и себя:

РОССИЯ - отправив SMS-сообщение #deti " или #7 "

на номер 4446 Стоимость одного сообщения - 1 usd без НДС

на номер 4447 Стоимость одного сообщения – 1,5 usd без НДС

на номер 4448 Стоимость одного сообщения - 2 usd без НДС

РОССИЯ - отправив SMS-сообщение #help или #save

на номер 1131 Стоимость одного сообщения - 0,3 usd

на номер 1151 Стоимость одного сообщения - 0,99 usd

на номер 1899 Стоимость одного сообщения - 1,99 usd

УКРАИНА - отправив SMS-сообщение #deti или #7

на номер 4446 Стоимость одного сообщения - 1 usd без НДС

на номер 4448 Стоимость одного сообщения - 2 usd без НДС

на номер 4449 Стоимость одного сообщения - 3 usd без НДС

УКРАИНА - отправив SMS-сообщение #help или #save

на номер 5011 Стоимость одного сообщения - 1.69 uah без НДС

на номер 5012 Стоимость одного сообщения - 5 uah без НДС

на номер 5013 Стоимость одного сообщения - 15.25 uah без НДС

на номер 5014 Стоимость одного сообщения - 21.19 uah без НДС

(Life) на номер 1161 Стоимость одного сообщения - 18 uah без НДС

(Life) на номер 1171 Стоимость одного сообщения - 25 uah без НДС

Для всех остальных коллег, кто находится не в России или в Украине,

вам сюда: http://sms.deti-mira.ru/ (Точную стоимость SMS-сообщения уточняйте у своего оператора.)

Не зависимо от перечисленной суммы, примите участие в акции или нет - Международный благотворительный Фонд "Дети Мира" разместит на своем сайте (тут http://www.deti-mira.ru/news/partner_news/ и тут http://deti-mira.ru/anti/news/ ) информацию о Вас, о Вашем коллективе, о Вашей фирме в виде статьи, не превышающей 5000 знаков, включая пробелы и содержащие в себе не более 2-х прямых ссылок на Ваш сайт. Статья размещается на постоянной основе, и удалятся, не будет.

Статью и информацию присылать на адрес: akcia@deti-mira.ru

Возможно, Вы сможете один раз отказаться от порции мороженного, бутылки пива, пачки сигарет и перечислите эту сумму в пользу детей???

Подумайте, делиться тоже ОЧЕНЬ приятно!

С наступающим Вас Новым 2009 Годом!


 

Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна

Предисловие.

Как всегда, все началось с письма. Пришло оно от организации родителей с синдромом Дауна Свердловской области "Солнечные дети". Вот что писала от их имени Мария Логинова: "Наша организация занимается детками с синдромом Дауна, на настоящий момент нам по силам продвигать идеи и организовывать мероприятия только для этой категории семей. Но у нас в городе начинаются движения в сторону создания организации детей с аутизмом и ДЦП, есть организации из "старых", но в основном, созданные давно родителями, дети которых уже выросли и не так активны".

Разумеется, мы не могли не познакомиться. У организации есть сайт http://www.sundeti.ru/ , на котором размещены различные материалы, рассказывающие об особенностях воспитания и образования детишек с СД. С одним из этих материалов мы сегодня Вас знакомим.

***

Вы так долго ждали малыша…

Все девять месяцев беременности вы любили его, разговаривали с ним, прислушивались к каждому его движению внутри вас, с нетерпением отсчитывали дни до его появления на свет…

А когда он родился, как гром среди ясного неба, прозвучал диагноз, выставленный врачами вашему ребенку – "синдром Дауна"…

Трудно описать всю гамму эмоций, которые испытывают родители, узнав о недуге своего малыша. Это и страх, и обида, и недоумение, и нежелание верить в происходящее…

Многие начинают винить себя за болезнь ребенка. У некоторых возникает желание убежать от него…

Но неужели все те чувства, которые вы испытывали к своему крохе, пока ждали его появления на свет, вся любовь к нему улетучились после того, как вы узнали его диагноз?

Постарайтесь успокоиться и осмыслить происходящее.

Во-первых, вы не виноваты. Появление у малыша лишней 21-й хромосомы – это случайность, от которой не застрахован никто.

Во-вторых, "синдром Дауна" – это не приговор. Медицинские проблемы, способные повлиять на развитие ребенка, возникают не у всех детей, а само развитие детей с этим синдромом, как и здоровых малышей, зависит от влияния самых разнообразных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и качество обучения. А у деток, растущих в семье намного большие шансы на успешное развитие и полноценную самостоятельную жизнь.

Как же развивается ребенок с синдромом Дауна?

Процесс развития детей происходит в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Особенно они подвергаются влиянию со стороны людей, с которыми общаются. В этом отношении дети с синдромом Дауна не отличаются от других малышей. Более того, их развитие даже в большей степени зависит от влияния, оказанного в ранние годы.

В первый год жизни ребенка основной его опыт – это опыт общения с окружающими людьми. Он видит и слышит все происходящее вокруг, чувствует прикосновения, ощущает запахи… Малыш узнает своих близких, устанавливает контакт глазами, улыбается, лепечет.

Детки с синдромом Дауна практически не отличаются от своих сверстников в этом возрасте. В этот период (как, впрочем, и другие) очень важно, что бы ребенок чувствовал контакт с вами: дотрагивайтесь до него, берите на руки, разговаривайте с ним. Вы заметите, что ребенок с удовольствием идет с вами на контакт - он ищет вас глазами по комнате, улыбается вам, радостно агукает.

Хуже обстоят дела с двигательным развитием. За счет сниженного тонуса мышц, большинство таких малышей позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Это ограничивает их опыт познания окружающего мира, что, в свою очередь, обуславливает задержку психического развития. Существенно уменьшить это отставание поможет применение соответствующих упражнений на первом году жизни малыша.

Важным этапом в развитии ребенка является становление речи, которая становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно "гулят", во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги, а к году, как правило, знают около 5-10 слов. Дети учатся говорить путем подражания окружающим. Кроме того, они должны научиться понимать значение слов. Для этого необходимо произносить название действия или предмета, указывая на них. Очень скоро для малыша это может превратиться в увлекательную игру, в которой он будет тыкать пальчиком во все предметы для того, чтобы вы называли их, либо же сам будет отвечать на ваши вопросы.

Точно также учатся понимать первые слова и дети с синдромом Дауна. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей. У таких малышей часто возникают трудности с произнесением слов, потому нередко они прибегают к языку жестов. Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря. Поэтому очень важно регулярно проводить его проверку при помощи аудиометрии.

Чем вы можете помочь своему ребенку?

В первую очередь, окружите его своей любовью и заботой, но не ограничивайте его свободу своей гиперопекой. Не ищите в поведении ребенка каких-либо отклонений, ведь все дети по-разному проявляют свои чувства. Помните, что его основные потребности не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

Пообщайтесь с родителями детей с синдромом Дауна, их советы помогут вам в занятиях с малышом, а положительный опыт придаст уверенности. Знайте, что существуют организации, занимающиеся помощью детям с синдромом Дауна.

Постоянно занимайтесь с вашим ребенком, используя при этом его сильные качества – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Показывайте ему различные картинки, буквы, написанные слова, любые другие наглядные пособия…

Из-за сниженного мышечного тонуса у таких деток нарушается двигательная функция, что может задерживать их дальнейшее развитие. Необходимо помнить, что все двигательные навыки улучшаются с тренировкой. Поэтому придумывайте новые упражнения, показывайте их ребенку, всегда хвалите его за успехи. Для укрепления мышц кисти полезны рисование, лепка пластилином, конструирование, сортировка мелких предметов, нанизывание бус.

Учитывая то, что у таких детей более короткий, по сравнению со здоровыми, период концентрации, старайтесь во время занятий менять виды деятельности.

Будьте готовы к тому, что во время обучения вам придется столкнуться с трудностями в запоминании малышом новых понятий и навыков, в установлении последовательности действий, в умении рассуждать и обобщать…

Старайтесь расширять круг общения вашего ребенка, ведь еще одна его сильная сторона – это способность подражать поведению сверстников и взрослых, учиться на их примере.

В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Это связано с успехами ее применения в различных странах мира. Программа "Маленькие ступени", разработанная в австралийском Университете Маккуэри, рекомендована к широкому использованию и Министерством образования России. В ней описывается индивидуальная работа с детьми, рассказывается как обучить малыша навыкам восприятия речи, развить его двигательную активность.

Многие детки, обучавшиеся по этой программе смогли ходить в обычные школы, где обучаются по индивидуальным планам. Кстати, обучение в простой школе с обычными детьми тоже имеет немаловажное значение для ребенка.

Во-первых, он общается со сверстниками, подражая им учится тому, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть в футбол, кататься на велосипеде, танцевать.

Во-вторых, ребенок не чувствует себя изгоем, да и для сверстников он не чужой. Он – частичка общества! Еще лучше, если ровесники берут шефство над такими детьми, или когда все вместе занимаются в различных кружках.

Конечно же, не все в воспитании ребенка для вас будет легко. Ежедневные интенсивные занятия требуют большого труда и терпения. Не всегда вы сможете достичь 100% желаемого результата. Но сколько радости вам будут приносить пусть даже маленькие победы вашего малыша! А их при желании и упорстве будет немало!

Успехов вам и малышу!

Конотопская Татьяна


 

Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.

Введение

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.

В этой книге мы предприняли попытку обобщить опыт логопедической службы психоневрологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.

В санатории ребенок получает медикаментозное лечение, квалифицированную логопедическую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж. Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мы разработали систему домашних занятий, благодаря которой у родителей формируется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрываются пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.

Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.

Необходимый иллюстративный материал собран в "Приложении к занятиям". Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами "Альбом звукоподражаний и слов" также состоит из предметных, сюжетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. Поэтому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда - дефектолога. Его задача - помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, понятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включенным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.

Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного, мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь, сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием. Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.

Мы надеемся, Вас не разочарует видимая простота упражнений. Их выполнение является огромным трудом для ребенка. И если он чему-то научился, сумейте и Вы оценить его усилия, его готовность и желание трудиться. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Авторы книги — старший логопед Дедюхина Галина Викторовна и логопед Кириллова Елена Владимировна приглашают всех заинтересовавшихся этой публикацией к творческому диалогу. Ваши замечания, дополнения, предложения по материалам книги существенно помогут в последующих разработках, посвященных теме сотрудничества логопедов-дефектологов и родителей при различных формах детской речевой патологии.

Почтовый адрес: 109457, Москва, ул. Зеленодольская, дом 15/4. Детский психоневрологический санаторий №65. Р.Т.- 175-14-73

Д.Т. - 172-82-80 - Дедюхина Галина Викторовна

Д.Т. - 158-50-44 - Кириллова Елена Владимировна

Занятие № 1

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки - ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки - ладошечки, Звонкие хлопошечки. Хлоп - хлоп!

Задание 2.

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.

Задание 3.

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из "чудесного" мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: "В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: "У-у-у!" Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному (СНОСКА: Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым, отраженная речь — речь, повторенная за взрослым, произвольная речь — самостоятельное речевое высказывание) произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру "Кто позвал" (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок ("у-у-у!"); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди "зовут" малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его "позвала").

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком ("у-у-у!") и паровозиком ("у-у-у!").

Занятие № 2

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу у развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)

Задание 2.

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Задание 3.

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

Игра "Султанчики" (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Занятие № 3

Задание 1.

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.

Взрослый хлопает ладошкой ребенка, сопровождая действия словами: "Хлоп - хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и т.п.

Задание 2.

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Игра "Шарик": взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задание 3.

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

1. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: "Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?"), прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

2. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием):

находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из-под подушки и т.п.);

находить игрушки в пространстве комнаты с помощью "подзорной трубы", охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

Занятие № 4

Задание 1.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

Цель: формировать произвольный выдох.

Игра "Перышко": ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания "а-а-а", развивать слуховое внимание.

Игра "В гости пришла кукла".

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием "а-а-а". Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: "Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать", и побуждает малыша сделать то же самое.

Занятие № 5

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркалу)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Задание 2.

Цель: формировать произвольный выдох.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания "а-аа", развивать слуховое внимание.

Игра "Айболит": взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

У зайки болят зубы. Зайка плачет: "А-а-а!"

Как плачет Зайка?

У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: "А-а-а!" и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание "а - а - а!"

Занятие № 6

Задание 1.

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока Кашку варила, Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаются мизинец),

Этому дала(безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой пальцы).

Задание 2.

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

· использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

· увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

Задание 3.

Игра "У нас в гостях" ("Зоопарк"): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они "здороваются" с малышом ("а - а - а", "у у - у") и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

Угадай, кто поздоровался? Покажи.

Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

Усложнение:

· "Чудесный мешочек".

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания. Вопросы и инструкции:

Покажи, кто позвал?

Кто поздоровался так: "А - а - а"?

· "Кто ушел?"

На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).

Вопрос: "Кто ушел?" (побуждать к произнесению звукоподражания). Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.

Занятие № 7

Задание 1.

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот мальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Вовочка.

Задание 2.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.

Игра "Удочка". На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает "поймать на удочку" мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет "поймана", ребенок называет ее, используя звукоподражание.

Занятие № 8

Задание 1.

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

Поехали - поехали,

Поехали - поехали,

С орехами, с орехами,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим,

Вот каким! (показ руками)

К дедушке за репкой,

Желтой, большой,

Вот какой!

(Взрослый разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

Задание 2.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра "Бабочка, лети". Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка "летает". Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится –

Бабочка садится.

Взрослый "сажает" бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

Задание 3.

Два колокольчика находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.

Цель: учить ребенка определять направление звука.

Варианты.

· "Где же, где же колокольчик?"

Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями:

- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).

- Нет-нет, нет-нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).

- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).

- Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой).

· Использование погремушек, звуковых коробочек.

Занятие № 9

Задание 1.

Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям "Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!"

На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг-понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).

Задание 2.

Цель: учить ребенка произвольному выдоху.

Игра "Горячий чай". Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: "Наберу много воздуха и подую на чай!"

Задание 3.

Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Игра "Разноцветная коробочка". В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки "такой же". Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: "Ты достал не такой шарик", - вынимает шар нужного цвета и говорит: "Достань такой же".

Продолжение следует

Авторы:

Дедюхина Г.В.,

Кириллова Е. В.

http://pedlib.ru/Books/3/0331/index.shtml


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.




Все номера «Мамам и папам об особых детках»
в zip-архивах

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance