Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное

Вместе с нами
Золотые детки
Рассылки
Журнал "Чистый родник"
Партнеры и друзья
Творчество наших детей
Ваше участие
Новости
Авторы
Контакты


Новости

26.09.2010

В рамках 1 Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» 14 октября 2010 г с 17:00 до 19:00 руководителем московского филиала Фонда совместно с коллегами проводится тренинг "Глубокая чувствительность"

Подробности по проведению этого мероприятия - ЗДЕСЬ.

02.09.2010

В Москве, недалеко от метро Беляево, открылся филиал Фонда "ВИТА".

Там работают методисты доп. образования, арт-терапевт, игротерапевт.

Работаем с семьями, в которых воспитываются аутисты, ДЦП-шки, дети с комплексными патологиями...

В основу работы специалистов положена теория движений Бернштейна.

Раньше эта группа специалистов работала в Ясенево.

Сюда они перебрались в августе - и привели с собой своих "старых" клиентов.

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.

09.05.2010

Совершенно неожиданно...

Состоялось итоговое заседание Экспертного совета Фестиваля социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей», в ходе которого были окончательно утверждены победитель и два лауреата в каждой номинации.

Номинация «Один мир, одна мечта» (официальные сайты общественных организаций инвалидов). Сайт "Город Золотой" - в списке лауреатов.Репортаж с церемонии награждения - на сайте: http://gold-child.ru/live/vmeste/2221/

Огромное спасибо всем, кто причастен к этому Чуду...



Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2010

1. Колонка главного редактора - о том, что было и что будет.
2. А.В. Суворов. Микрокосм и дети-инвалиды (заочный урок человечности)
3. А.В. Суворов. Рупор. О журналисте Никонове и прочих.

26.04.2009

1. А.В. Суворов. Формирование сознания при слепоглухоте.
2. С.В. Зайцев. Факты и заблуждения перинатальной неврологии.
3. А.И. Бороздин. Ради них мы готовы на все.

01.01.2009

1. Колонка главного редактора.
2. Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.
3. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.(начало)

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

24.12.2010 11:12:28
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 3777
Ответов: 5
19.11.2010 10:04:04
Трисомия 21
Просмотров: 350581
Ответов: 484
26.09.2010 04:21:21
Тренинг "Глубокая чувствительность"
Просмотров: 6240
16.08.2010 14:15:48
Будем знакомы
Просмотров: 29046
Ответов: 54
22.07.2010 23:44:45
ЭПИЛЕПСИЯ ,ТУБЕРОЗНЫЙ СКЛЕРОЗ
Просмотров: 6876
Ответов: 5
14.01.2010 22:58:26
что лучше
Просмотров: 16460
Ответов: 13
14.10.2009 12:30:43
Письма поддержки
Просмотров: 7674
27.08.2009 17:27:13
Придумай сказку
Просмотров: 9757
Ответов: 1




Размещено на хостинге RU-CENTER


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 115

2008-03-30

Тираж: 3907 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:


Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин

В. Боровская

О.Г. Граф

Н.Н. Иващенко

В.А. Качесов

Р. Крайнова

Е. Крестик

Т. Пачколина

В. Труфанов

Е. Фалилеева

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • О мероприятиях в Москве и Питере.[прочитать]
  • Франческа Аппэ отрывки из книги "Введение в психологическую теорию аутизма" (1998 г) в переводе В.М. Труфанова.[прочитать]
  • В плену у Снежной Королевы. Консультация психолога.[прочитать]


 

О мероприятиях в Москве и Питере

28 марта 1 новостной видеопортал показал сюжет о необычной выставке картин, создатели которых воспринимают жизнь чужими глазами.

Мы разместили здесь информацию с сайта http://www.1tv.ru ссылку на который прислал Александр Васильевич Суворов.

Живопись на ощупь.

В Третьяковской галерее открылась выставка работ художников, которые лишены дара видеть. Но они не лишены возможности переносить цвета и формы на бумагу.

Репортаж Юлии Вдовиной.

Это не посетитель и еще не экскурсия. До открытия выставки полчаса. За это время художник Сергей Царапкин должен понять, где разместили его работы и хотя бы примерно запомнить, в каком порядке. Чтобы знать, куда подвести друзей показать рисунки. Он не называет их "картины". О себе говорит: "Художник поневоле".

Сергей Царапкин художник: "Вот я на вас смотрю, я вашего лица не вижу, на этом расстоянии внешний мир начинает для меня рассасываться, его нет. Вот эти картины вы не встретите этих людей нигде, это жители моего подсознания, но они мне помогают острее тоньше этот мир воспринимать".

Где-то почти наивное искусство, а где-то просто нетвердая детская рука. Всe это рисунки воспитанников школы-интерната для слабовидящих и незрячих. Такой парадокс - слепой человек потрясающе переносит жизнь на бумагу, но что это за жизнь получилась, ему рассказывают зрячие, его первые зрители.

Эти ладошки и пальчики, как сотни глаз в обыкновенном музее скульптуры. Другая сторона искусства. В Третьяковке ее называют "наша арт-терапевтическая программа". Чтобы прикоснуться к искусству, этим посетителям нужно в прямом смысле слова дотронуться до него, иначе идти в музей бессмысленно. Никто из них до этого дня не был ни на одной выставке.

Александр Суворов - почетный гость на выставке, смеется, не только здесь, а почти всегда. Единственный в мире слепоглухой профессор психологии знает, как идти по жизни смеясь. Даже если идти приходится с палочкой и без помощника-переводчика. Он дотошно осматривает каждую работу, каждую выемку и выпуклость, словно чтобы впрок налюбоваться миром или наоборот нагнать то время, когда не было возможности.

Александр Суворов профессор психологии: "Однажды меня не подпустили к скульптуре, от огорчения даже голова заболела. Где-то они и правы, хлопочут о сохранности скульптуры, но если она недоступна зрителям, хотя бы таким, как я, то чего стоит сохранность? Может быть решение этой проблемы - побольше копий?".

Побольше копий и уменьшенный размер фигур, доступный для осмотра руками. Классика, современная скульптура - не имеет значения. Главное - иметь возможность. А желание одно - быть ближе к миру, который на 80% человек познает с помощью зрения.

Вот такой сюжет. Радостно, что людей с ограниченными возможностями здоровья, начинают наконец-то воспринимать как ЛЮДЕЙ.

Об этом и следующее объявление – уже из Питера. Прислала его

Главный редактор газеты "Мы – часть общества" Равиля Морозова

В рамках ежегодного Социального кинофорума "Время жить" 1 апреля с 15:00 до 17:30 в киноцентре Родина (ул. Караванная, д. 12) состоится показ фильмов о жизни людей с ограниченными возможностями.

Искусство кино помогает больше узнать о людях, которых в обществе принято называть инвалидами.

ПРОГРАММА ПОКАЗА УТОЧНЯЕТСЯ

Доп. справки по тел. 8 901 316-39-17

И последняя новость из Москвы: на сайте Светланы Феликсовны Суворовой выложена С Т Е Н О Г Р А М М А заседания "круглого стола" на тему: "Технические средства реабилитации инвалидов: производство и гарантии полноценной жизни" состоявшееся 19 марта 2008 года. 14 часов. Стенограмму можно посмотреть, можно скачать. От себя хочу поблагодарить Олега Николаевича Смолина и Светлану Феликсовну за прекрасную организацию и работу.


 

Франческа Аппэ. Отрывки из книги "Введение в психологическую теорию аутизма"

глава 2

ИСТОРИЯ АУТИЗМА

"Он ходил из стороны в сторону, улыбался, делал стереотипные движения пальцами, перекрещивая их перед собой. Мотал головой то вправо, то влево, при этом постоянно шептал или цедил сквозь зубы один и тот же звук из трех тонов. С огромным удовольствием он вращал любую вещь, которая могла вращаться. Когда его приводили в комнату, он полностью игнорировал людей и тотчас шел искать предметы, особенно те предметы, которые могли вращаться... Он с большой злостью отпихивал руку, останавливавшую его на пути, или ногу, наступавшую на какой-нибудь из его чурбанов..."

Каннер, 1943 год; переиздание 1973 год. 3-5.

Это описание пятилетнего мальчика, по имени Дональд, составлено пятьдесят лет назад. В 1938 году Каннер наблюдал Дональда и включил эти наблюдения в свою историческую статью "Нарушения аффективных контактов у больных аутизмом", изданную в 1943 году. Теперь клиницисты и воспитатели указывают на сходные особенности. Аутизм в своих проявлениях мало изменился за полвека, прошедшие с тех пор, как он был определен как таковой. А что же до 1943 года? Неужели аутизм является каким-то новым заболеванием? Разумеется, нет. Ута Фрит (1989 год) расматривала идею о том, что явления аутизма можно найти на протяжении истории. Это касается, например, "блаженных" древней Руси, к которым относились с почтением потому, что они были как бы не от мира сего. Явная нечувствительность к боли, ненормальное поведение, наивность и отсутствие общественного самосознания, которые проявляются у этих блаженных, заставляют думать о том, что они могли быть больными аутизмом.

Совершенно очевидно, что аутизм существовал всегда. Почти во всех культурах можно встретить легенды об очень "простых" людях весьма странного поведения, с обращающим на себя внимание отсутствием свойственных всем чувств. Две приведенные ниже легенды принадлежат двум очень разным культурам. Однако обе они на превосходном литературном уровне дают точное представление о некоторых основных особенностях аутистов. Вот индийская легенда:

"Как-то раз Шейх Чилли страстно влюбился в одну девушку и сказал ее матери: "Каков лучший способ, чтобы девушка полюбила меня?"

Мать девушки ответила ему: "Самое лучшее - это сядь у колодца, и, когда она пойдет за водой, тотчас брось в нее галькой и улыбнись".

Шейх подошел к колодцу, и, когда появилась девушка, бросил в нее огромный булыжник и разбил ей голову. Весь народ высыпал на улицу, чтобы убить его, но когда он объяснил причину, то все убедились, в том, что он был величайшим идиотом на свете".

Легенда Индии, Кан и Кан, 1988.

Вторая легенда с острова Мальта:

"Там в одной деревне жил юноша, по имени Гахан. В воскресенье мать Гахана хотела пораньше пойти в церковь. Но Гахану не нравилось вставать чуть свет, и поэтому он сказал, что предпочел бы остаться в постели. Когда мать приготовилась к выходу, она заглянула в комнату Гахана.

"Я сейчас пойду в церковь, - сказала она. - Когда ты встанешь, то в случае, если надумаешь прийти ко мне, убедись в том, что, уходя, захлопнул за собою дверь".

"Не беспокойся, мама, - сказал Гахан. - Я не забуду об этом".

Через минуту Гахан вскочил с кровати, умылся, оделся и уже было собрался уйти, когда вспомнил, что ему говорила мать. Он открыл входную дверь, сорвал ее с петель, ухватил за дверной молоток и принялся хлопать ею за собой.

Вы можете представить, как смеялись люди над Гаханом, когда увидели, как он шел по улице с дверью за спиной. Когда он пришел к матери, то вошел прямехонько в церковь, но поднял такой шум, что все обернулись посмотреть, что же происходит. Все тоже подумали, что это очень смешно. Однако мать Гахана покраснела от стыда.

"Что ты делаешь?" - спросила она.

"Ладно, мама, - ответил Гахан. - Ты ведь попросила меня захлопнуть за собой дверь, если я выйду из дому, не так ли?".

Детские народные сказки и легенды, изданные в Австралии, Смит, 1979.

Эти легенды показывают, что в различных культурах нашли отражение странное поведение и наивность аутистов. Интересен и тот факт, что персонажи подобных народных сказок почти всегда являются лицами мужского пола. Действительно, аутизм гораздо чаще отмечается у мужчин, чем у женщин.

Почему же врачи так долго не могли дать название этой болезни? Должно быть, потому что она встречается довольно редко. Возможно еще и потому, что зачастую она сопровождается трудностями в обучении, которые сами по себе стали более понятными только на протяжении этого столетия. Хотя клиницисты, предшественники Каннера, описали детей, которым в настоящее время был бы поставлен диагноз аутизм, - и даже Каннер описал в своей статье группу из 11 детей с целым рядом похожих, но неясных симптомов, - в действительности аутизм не был признан. Что же являлось "аутизмом" для Каннера?

Аутизм по Лео Каннеру

В первой статье Каннера, посвященной аутизму, выделяется ряд особенностей, по его мнению, свойственных всем детям, которых он наблюдал. Эти особенности следующие:

"Абсолютное одиночество аутиста". Дети не могли нормально общаться с окружающими людьми и, похоже, были очень счастливы, когда их оставляли одних. Каннер полагал, что это отсутствие социальной реакции очень быстро появляется в жизни такого ребенка, о чем свидетельствует тот факт, что дети-аутисты не протягивали руки к отцу или матери, которая хотела взять их; или же тот факт, что они не пытались двигать всем телом, чтобы освободиться, когда их хватали за руки.

"Нежелание перемен". Детей чрезвычайно беспокоили перемены в повседневной жизни или в окружающих их вещах. Другая дорога в школу, перестановка мебели могли вызвать в них злость. И нельзя было успокоить ребенка до тех пор, пока привычный ему порядок не устанавливался вновь.

"Превосходная способность к заучиванию наизусть". Дети, которых наблюдал Каннер, проявляли способность к заучиванию большого количества материала, не имеющего практического применения (напр. целой страницы содержания энциклопедии). Эта способность полностью шла вразрез с имеющимися у них серьезными трудностями в обучении или с их задержкой умственного развития, столь явной в других отношениях.

"Поздняя эхолалия". Дети повторяли услышанные ими когда-то лингвистические фрагменты, но были неспособны пользоваться языком для того, чтобы выразить нечто большее, чем свои сиюминутные потребности. Эхолалией, вероятно, объясняется отмеченная Каннером перестановка местоимений: дети употребляют местоимение "ты" , когда говорят о себе, и "я" по отношению к другому человеку. Такое употребление местоимений может быть вызвано буквальным повторением фраз собеседника. Точно также детей-аутистов можно бывает отличить по вопросу, который они задают, чтобы попросить то, о чем спрашивают (напр. "Ты хочешь карамель?", вместо "Я хочу карамель").

"Повышенная чувствительность к раздражителям". Каннер обратил внимание на то, что многие дети, которых он наблюдал, чрезмерно реагировали на некоторые звуки и на некоторые предметы такие, как пылесос, лифт, - и даже на ветер. У многих детей также имелись проблемы с питанием или мания обжорства.

"Ограниченность в разнообразии спонтанных действий". Она проявляется в движениях, высказываниях, а также в интересах этих детей. Каннер, однако, считал, что дети умеют обращаться с вещами. Часто они демонстрировали поразительную ловкость в том, чтобы заставить предметы вращаться или при составлении головоломок.

"Большие познавательные возможности". Каннер полагал, что превосходная память и ловкость у некоторых из этих детей являются отражением их необычайного ума, несмотря на то, что, казалось бы, дети-аутисты имеют трудности в обучении. У родителей и воспитателей нередко складывается сильное впечатление того, что дети чрезвычайно умны, что ребенок с аутизмом смог бы сделать то, чего сами они сделать не смогли бы, а только знают, каким образом это надо делать. Отличная память детей-аутистов особенно привлекает внимание и заставляет думать о том, что стоит ребенку найти практическое применение своим знаниям и он смог бы хорошо учиться. Это впечатление в большинстве случаев аутизма вызывается также отсутствием каких-либо физических признаков этого заболевания. В отличие от детей, страдающих многими другими болезнями, сопровождающимися трудностями в обучении (напр. синдромом Дауна), дети-аутисты, естественно, кажутся "нормальными". Каннер отмечал их "умный вид", тогда как другие авторы писали о детях-аутистах необыкновенной прелести.

"Очень интеллигентные семьи". Каннер подчеркивал, что во всех описанных им случаях аутизма родителями больных детей были люди умственного труда. Но это, разумеется, простительное заблуждение: мало вероятно, что выводы Каннера можно всегда принимать на веру. Он описывал родителей как людей равнодушных, хотя в своей первой статье был весьма далек от какой-либо психогенной теории. Напротив, он тогда утверждал, что: "эти дети пришли в мир с врожденной неспособностью развития биологически заложенных в них нормальных аффективных контактов с людьми".

В своей последней работе (Каннер и Ейсенберг, 1956) Каннер оставил только две из всех этих особенностей в качестве ключевых составляющих аутизма: "абсолютное одиночество" и "Нежелание перемен". Он считал, что другие симптомы (как напр. коммуникативные нарушения) либо вторичны и вызваны двумя этими составляющими, либо они не характерны для аутизма (как напр. стереотипность).

Ганс Аспергер

История аутизма напоминает ожидание автобуса: часами нет ни одного, а потом приходят сразу два одновременно! В 1944 году, ровно год спустя после того, как Каннер опубликовал свою влиятельную статью, австрийский врач Ганс Аспергер издал доклад, в котором говорилось об "аутистической психопатии, возникающей в детстве". Прошло 50 лет прежде, чем был опубликован английский перевод с оригинала этого доклада Аспергера под названием "Die Autistischen Psychopathen im Kindesalter" (Frith, 1991 b). Ганс Аспергер заслуживает признания благодаря некоторым очень важным идеям об аутизме, идеям, которые не возникли у Каннера (1943 год) и которые стоили многолетних исследований. Перед тем, как перейти к личным наблюдениям Аспергера, стоит указать на многие особенности аутизма, по которым мнения обоих врачей совпадают.

Наблюдения Каннера и Аспергера удивительно схожи во многих аспектах, особенно если мы вспомним, что каждый из них не был знаком с основополагающими статьями другого в этой области. Выбор слова "аутист" для определения своих пациентов сам по себе уже значительное совпадение, отражающее общность их взглядов на то, что наиважнейшей и определяющей особенностью этого заболевания являются социальные проблемы ребенка. Термин "аутист" принадлежит Блейлеру (1908 год), который использовал это слово (от греческого "аутос", что значит "сам") для описания сужения социального самосознания у взрослых больных шизофренией. Как Аспергер, так и Каннер полагали, что социальные трудности при аутизме являются врожденными (по Каннеру) или приобретенными (как говорил Аспергер) и продолжаются на протяжении всей жизни взрослого больного. Кроме того, и Каннер и Аспергер отметили недостаток зрительного контакта у детей, стереотипность их слов и движений, их явное сопротивление переменам. Оба автора независимо друг от друга указывают на ограниченные, специфические интересы аутистов, чаще всего проявляющиеся к предметам или странным, присущим только им разговорам. Как одного, так и другого поразило явное сходство между всеми детьми, которых они лечили. Каннер и Асперер доказывают, что описанное ими заболевание отличается от шизофрении по трем основным характеристикам: улучшение состояния пациентов наступает чаще, чем ухудшение; у них отсутствуют галлюцинации; эти дети выглядят ненормальными уже с первых дней жизни, то есть у них не возникает постепенного сужения сознания. Наконец, оба автора считали, что они наблюдали раньше те же признаки: сужение или отсутствие общественного самосознания, острое нежелание перемен в быту, замкнутость на своих специфических интересах - у родителей многих из своих пациентов.

Вот три основных аспекта, в которых они сходились при описании одних и тех же отклонений у детей, однако наблюдения Каннера и Аспергера в целом не совпадали. Первое и самое главное из этих отличий состоит в описании лингвистических способностей детей-аутистов. Каннер указывал на то, что 3 из его 11 больных никогда не разговаривали и что остальные дети не используют язык, которым они владеют, для общения: "Как только дело касается коммуникативных функций речи, нет принципиального различия между восмью говорящими детьми и тремя немыми" (Каннер, 1943 год). Между тем у детей были почти превосходное произношение и словарный запас (Как при эхолалии), Каннер заключил, что из его 11 случаев "ни в одном ... язык ... не служил для передачи смысловых значений". Общая клиническая картина состоит из ряда симптомов: у одного ребенка трудности и глубокое отставание в общении, у семи детей отставание в общении настолько серьезно, что поначалу заставляет думать об их глухоте (в дальнейшем Каннер отказался от этой мысли). Аспергер же, напротив, утверждал, что каждый четвертый из обследуемых им больных (а впоследствии большинство детей лечил не он один) разговаривал без каких-либо затруднений. Хотя у двоих из его больных было отставание, Аспергер в обоих случаях наблюдал быстрое овладение языком. И трудно понять, имела ли место в этих случаях глухота. Четыре ребенка в том возрасте, когда он их наблюдал (от 6 до 9 лет) разговаривали, "как маленькие взрослые". Аспергер указывал на "свободу" и "оригинальность" в языке, а в двух из четырех случаев он отмечал склонность детей рассказывать "фантастические истории".

Описание Аспергера контрастирует с описанием Каннера также и в том, что касается моторики и координации движений. Каннер (1943 год) говорил о двигательной заторможенности и только в одном из четырех случаев он выявил нормальную координацию. Он заключил, что некоторые из детей были немного неуклюжими в ходьбе и в грубых движениях, но они оказались очень способными в том, что требовало тонкой координации движений - это соответствовало положительным результатам исследований на панели Сегина (где частично учитывается ручная умелость), с чрезвычайной ловкостью им удавалось заставлять предметы вращаться. Аспергер, напротив, отмечал большую заторможенность у четырех своих больных и указывал, что у них были проблемы не только в школьных занятиях по физкультуре (грубые движения), но также и в занятиях, требующих тонкой координации движений, как например, письмо. Эта характеристика является частью принципиальных расхождений в позициях Каннера и Аспергера. Каннер считал, что у аутистов имеется специфическое нарушение социального понятия, иными словами, они лучше относятся к предметам, чем к людям: “в то время, как дети проявляли "превосходное, положительное и разумное" отношение к предметам, их отношения с людьми (были) в целом совершенно противоположны”. Аспергер, с другой стороны, считал, что у его больных проявлялись нарушения в обоих планах: “главной особенностью аутизма является нарушение жизненно-важных отношений со всем окружающим” (Аспергер, 1944, статья переведена на английский У. Фрит в 1991 году).

Последний пункт несоответствия в клинических картинах, представленных Аспергером и Каннером, - это способности к обучению у детей. Каннер считал, что его больные лучше усваивали материал путем механического заучивания, однако Аспергеру представлялось, что больные, которых он наблюдал, лучше учились, “когда могли делать это добровольно”, - и он считал их “абстрактными мыслителями”.

Каким же образом мы сумеем разобраться в этих противоречиях? Одним из решений было бы просто не принимать во внимание идей Аспергера по этим трем пунктам, а остановиться на выводах Каннера, которые на текущее время “подтверждены, обоснованы” и считаются точными для большинства случаев аутизма у детей. В доверии клиническому описанию Каннера нет ничего удивительного, поскольку его описание, главным образом, и послужило основой современному понятию аутизма. Однако так как концепции Каннера приобретают все больший авторитет, многим детям и взрослым-аутистам, нуждающимся в помощи, врачи не ставят этот диагноз, потому что их собственное описание аутизма основывается на узком стереотипе случаев Каннера. Как указывали Wing и Gould (1979), те же самые проблемы у аутистов могут проявляться по-разному в зависимости от возраста и способностей, это значит, что есть целый спектр поведенческих реакций, в которых возникают сходные нарушения. Если мы будем строго придерживаться описания Каннера, то рискуем, например, отказаться признать аутистом того, кто не избегает социальных контактов, но подходит к ним неадекватными путями.

Если же мы остановимся на наблюдениях Аспергера, то нам придется задаться вопросом, описывал ли он разных дет или одних и тех же детей, но с разной точки зрения либо в различном возрасте. В отношении обучения, например, можно считать, что и Каннер и Аспергер правы и что у ребенка-аутиста, действительно, могут наступать улучшения в усвоении материала за счет превосходной способности к заучиванию наизусть (хотя ребенок зачастую недостаточно вникает в смысл заучиваемого), однако, в основном, улучшения в приобретении знаний наступают тогда, когда эти знания совпадают с интересами ребенка. И тем не менее трудно согласиться с таким компромиссным решением, если рассматривать позиции Аспергера и Каннера в том, что касается языковых навыков и моторики. Поэтому неудивительно, что именно эти области исследований стали отправным пунктом для тех, кто полагают, что Аспергер описал группу детей, отличающуюся от той, которую описал Каннер.

Перевод с испанского варианта В.М.Труфанова

1999-2000 годы.


 

В плену у Снежной Королевы.

Кризисы 3 лет подкрались незаметно к нашим детям немножко в другом возрасте. Но из-за этого ситуация не упростилась. И бои местного значения продолжаются. Что с этим делать – в статье психолога Елены Окуловой

Что делать, если вашего малыша как будто поцеловала Снежная Королева из сказки? Он не только смотрит на всех свысока, холоден и не ласков. Очень часто такой ребенок становится агрессивен. Но немотивированной агрессии не бывает. Если ребенок сердится, он всегда, образно говоря, прав.

Каковы же причины агрессии? Первые вспышки ярости можно наблюдать у совсем маленьких детей - от года до двух лет. Чаще всего гнев в этом возрасте направлен на неодушевленные предметы: на стул, о который ударился коленкой, или дверь, прищемившую палец. Но гневные вспышки пока скоротечны, проходят так же быстро, как и возникают. Думаю, многие мамы не раз останавливали этой нехитрой фразой поток слез: "Давай я пять раз поцелую больной пальчик и он перестанет болеть!"

Начиная с двух лет родители сталкиваются с протестом ребенка на слова "нет", "нельзя" и "надо" - не покупают новую игрушку, не дают съесть все конфеты, выключают телевизор, не дав досмотреть мультфильмы. Иногда формы протеста приводят родителей в ужас и вызывают неоднозначную реакцию. Вид бьющегося о пол головой и визжащего ребенка вызывает у взрослых стыд перед окружающими, страх за его здоровье и желание немедленно прекратить бурную сцену. Чаще всего мамы и папы идут простым и действенным путем: выполняют выдвинутые ребенком требования. Но в то же время, в душу выведенным из себя родителям закрадывается мысль: "А не всыпать ли ему по первое число?" И то, и другое - крайности. Трудно поверить, но в подобные моменты вы видите хорошо разыгранную сцену. Понаблюдайте внимательно. Не исключено, что вы заметите хитрые глаза, которые так же внимательно наблюдают за вашей реакцией. "Кто победит?" - так можно назвать спектакль, который устраивает ребенок. Это доступная ему форма борьбы за власть над взрослыми. И надо сказать, очень эффективная. Потому что побежденными чаще всего оказываются родители. Они либо уступают маленькому шантажисту, либо, разозлившись, применяют силу.

Чтобы не позволить ребенку манипулировать собой, запомните главное правило: этот спектакль требует зрителей! Попробуйте на какое-то время оставить его в одиночестве. Скорее всего, быстро наступит тишина.

Но хочу предупредить родителей, что злоупотреблять подобной тактикой не следует. Нервная система вашего малыша может оказаться слишком чувствительной к таким "ответным ударам", и всё закончится уже настоящей истерикой. Что вы можете сделать, если рыдания усиливаются? Подойдите, прикоснитесь к нему ласково, скажите что-то успокаивающее. Если сцена происходит в магазине или на улице, а ребенок еще достаточно мал, самым правильным будет взять его на руки и унести с места конфликта.

Наиболее эффективными слова и действия будут на той фазе, когда плач утихнет, и ребенок постепенно будет обретать контроль над своими чувствами. Тогда малыша можно отвлечь интересной игрушкой или каким-либо занятием.

Многие родители теряются, сталкиваясь с проявлением физической агрессией детей - драками, укусами, разбрасыванием вещей. Кроме того, появляется вербальная агрессия - употребление грубых и обидных слов. Мамы и папы жалуются, что ребенок стал обижать младшего брата или сестру, стараясь исподтишка толкнуть или ущипнуть.

Чаще всего подобное поведение характерно для трехлетних детей, и обусловлено кризисом трех лет. Кризис трех лет - это бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Так как же, с одной стороны, не дать превратиться ребенку в драчуна, которого сторонятся все дети, а с другой стороны - поддержать его новое отношение к собственному "Я"?

Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают у ребенка тенденцию к самостоятельности и во что бы то ни стало стремятся сохранить прежнюю форму отношений, когда слово родителя было законом. Но если говорить о гармоничном развитии ребенка, то именно в три года родители должны поменять авторитарные отношения с сыном или дочерью на партнерские!

На становление агрессивного поведения влияет множество факторов. Немаловажную роль играют семейные взаимоотношения. Если сами родители часто ссорятся, то и дети, скорее всего, будут вспыльчивыми и раздражительными. Вряд ли будет спокойным ребенок, у которого нет хорошего контакта с матерью. Родители, которые подавляют сына или дочь и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, рискуют вскоре увидеть свое "отражение" - дети быстро усваивают эти формы поведения и начинают вести себя так же, как и родители.

Так как же правильно реагировать на детскую агрессию?

Если малыш играет с детьми, и вы увидели, что он занес руку, чтобы ударить сверстника, остановите его и твердо скажите: "Нельзя!" Если забияка все равно хочет "развязать войну", придется удалить его с "поля боя". Попрощайтесь со всеми и скажите, что вернетесь в более миролюбивом настроении. Думаю, не стоит уводить ребенка домой, на ходу читая нотации "Вот научишься играть с другими детьми, тогда и пойдем гулять!" Перейдите в другой двор, пусть ребенок "остынет", выместит свою злость, например, на мячике, который можно попинать ногами. Предложите ему вернуться в компанию с с условием, что он не будет никого обижать. А если такое случится, он будет наказан, и вы уйдете с прогулки домой.

Наказывать ребенка надо. Но наказывать "по правилам". Первое правило - наказание должно следовать за проступком. Второе - оно должно быть адекватным проступку. И третье - ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка.

Помимо борьбы за власть, кризиса трех лет и неблагополучных семейных взаимоотношений, есть еще несколько причин агрессии. Очень часто здоровые дети, которым впору ходить в детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Им не хватает пространства, чтобы активно подвигаться и избавиться от избытка энергии, не хватает свежего воздуха и свежих впечатлений. Поэтому если ваш ребенок не посещает детский сад, то раза два-три в неделю обязательно нужно водить его либо в спортивную секцию, либо в любой детский центр.

Нередко причиной агрессии становится ревность. Дети испытывают это чувство куда чаще, чем думают взрослые. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их.

Когда мамы и папы сталкиваются с агрессией, им стоит задуматься: а не ответная ли эта реакция? Может быть, ребенка кто-то обижает, а он таким образом вымещает свою злость? Причем вовсе не обязательно на обидчике. Очень часто все наоборот: обидчику-то он как раз и боится дать отпор. Разобраться в этой ситуации непросто: очень часто гордость не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям. Что можно посоветовать в этом случае? Аккуратно вмешаться в жизнь сына или дочери. Если ребенок ходит в школу или детский сад, понаблюдайте со стороны за играми в группе, попытайтесь расспросить воспитателя об отношениях ребенка со сверстниками. Если есть какой-то конфликт, попросите помочь уладить его. О "дворовых" конфликтах можно узнать, тактично поговорив с друзьями ребенка, а потом и с ним самим.

Безусловно, проявление агрессии в поведении детей - это нормально. Но если ребенок раздражен и агрессивен постоянно - это сигнал к тому, чтобы обратиться к специалисту.

Елена Окулова,

детский психолог


Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.




Все номера «Мамам и папам об особых детках»
в zip-архивах

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance