Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное

Вместе с нами
Золотые детки
Рассылки
Журнал "Чистый родник"
Партнеры и друзья
Творчество наших детей
Ваше участие
Новости
Авторы
Контакты


Новости

26.09.2010

В рамках 1 Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» 14 октября 2010 г с 17:00 до 19:00 руководителем московского филиала Фонда совместно с коллегами проводится тренинг "Глубокая чувствительность"

Подробности по проведению этого мероприятия - ЗДЕСЬ.

02.09.2010

В Москве, недалеко от метро Беляево, открылся филиал Фонда "ВИТА".

Там работают методисты доп. образования, арт-терапевт, игротерапевт.

Работаем с семьями, в которых воспитываются аутисты, ДЦП-шки, дети с комплексными патологиями...

В основу работы специалистов положена теория движений Бернштейна.

Раньше эта группа специалистов работала в Ясенево.

Сюда они перебрались в августе - и привели с собой своих "старых" клиентов.

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.

09.05.2010

Совершенно неожиданно...

Состоялось итоговое заседание Экспертного совета Фестиваля социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей», в ходе которого были окончательно утверждены победитель и два лауреата в каждой номинации.

Номинация «Один мир, одна мечта» (официальные сайты общественных организаций инвалидов). Сайт "Город Золотой" - в списке лауреатов.Репортаж с церемонии награждения - на сайте: http://gold-child.ru/live/vmeste/2221/

Огромное спасибо всем, кто причастен к этому Чуду...



Поиск на сайте




Рассылка

01.02.2010

1. Колонка главного редактора - о том, что было и что будет.
2. А.В. Суворов. Микрокосм и дети-инвалиды (заочный урок человечности)
3. А.В. Суворов. Рупор. О журналисте Никонове и прочих.

26.04.2009

1. А.В. Суворов. Формирование сознания при слепоглухоте.
2. С.В. Зайцев. Факты и заблуждения перинатальной неврологии.
3. А.И. Бороздин. Ради них мы готовы на все.

01.01.2009

1. Колонка главного редактора.
2. Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.
3. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.(начало)

Архив рассылок


Последние сообщения с форума

24.12.2010 11:12:28
Советы тем, кто не делает прививок.
Просмотров: 3864
Ответов: 5
19.11.2010 10:04:04
Трисомия 21
Просмотров: 351117
Ответов: 484
26.09.2010 04:21:21
Тренинг "Глубокая чувствительность"
Просмотров: 6336
16.08.2010 14:15:48
Будем знакомы
Просмотров: 29077
Ответов: 54
22.07.2010 23:44:45
ЭПИЛЕПСИЯ ,ТУБЕРОЗНЫЙ СКЛЕРОЗ
Просмотров: 6901
Ответов: 5
14.01.2010 22:58:26
что лучше
Просмотров: 16483
Ответов: 13
14.10.2009 12:30:43
Письма поддержки
Просмотров: 7686
27.08.2009 17:27:13
Придумай сказку
Просмотров: 9765
Ответов: 1




Размещено на хостинге RU-CENTER


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 114

2008-03-23

Тираж: 3898 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Редакционный совет:


Н. Гузик - главный редактор

Члены редакции:

А.И. Бороздин

В. Боровская

О.Г. Граф

Н.Н. Иващенко

В.А. Качесов

Р. Крайнова

Е. Крестик

Т. Пачколина

В. Труфанов

Е. Фалилеева

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Колонка главного редактора[прочитать]
  • Михаил Висенс Подражая кентавру(продолжение)[прочитать]
  • А.В. Суворов. Теоретическая матрешка. Одиннадцать деталей для тифлосурдопедагогического конструктора.[прочитать]


начало статьи N1 --> 

Монолог логопеда на тему дисграфии

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

На тему нарушения письма написано много научной и популярной литературы.  Только до сих пор дисграфия как диагноз, ставится, когда гром грянул. Хорошо, если маленький ученик не успевает получить невроз от навязчивой требовательности учителей и родителей быть внимательнее, писать красивее, тренировать руку и делать как можно больше упражнений для правильного письма. Только количество упражнений почему-то не переходит в качество письма. Наоборот, чем больше ребенок старается, тем больше "ошибается".

Тут появляется логопед и ставит спасительный для ребенка диагноз - дисграфия. Почему спасительный? Потому что лавина стандартной требовательности резко уменьшается и превращается в мелкую зыбь. Правда, хроническую, что не устраивает ни учителя, ни родителей.

Учитель вынужден уделять больше внимания такому ребенку, при этом мечтать о переводе его ученика в коррекционный класс. Родители будут стараться найти репетитора, который только увеличивает нагрузку на нервную систему ученика или искать логопеда, что может говорить о родительской мудрости. Логопед, правда,будет тихо вздыхать и задавать риторический вопрос: " где вы были раньше, почему не занимались до школы логопедической коррекцией речевых проблем?"

Так можно ли до школы обнаружить симптомы, предпосылки будущей дисграфии? Можно, только они будут носить более общий характер и относиться не только к дисграфии.

Это задержка психомоторного развития, амбидекстрия, левшество, дизартрия. Если наблюдается подобный диагноз или симптом, то вероятность дисграфии возрастает многократно.

В последние десятилетия возросло количество детей с ЗПР и амбидекстров. Главным их признаком является наличие двух одинаково активных полушарий. Только при ЗПР они долго не могут определиться, какое будет доминантным, а у амбидекстров оба пытаются доминировать. Это приводит к перегрузке нервных процессов и более длительному физиологическому и психическому созреванию.

Интеллект на их фоне отличается высоким развитием и потенциалом. Подобный союз полушарий позволяет легко запоминать длинные тексты, большой объем информации, проявлять творческую одаренность и эмоциональную чуткость. При этом у ребенка быстро развивается осознание своего "Я", чувство собственного достоинства и самостоятельность в мнениях и решениях. Правда, при условии, что этому развитию никто и ничто не мешает. Родительский максимализм может подтолкнуть уже двухлеток к выражению упрямства. Благо, левое полушарие дает этому повод.

Растущий негативизм, он же критичность, из-за активности левого полушария замедляют восприятие внешней информации, то есть замедляют активность правого полушария. Поэтому "бороться" с упрямством в этом возрасте бесполезно. А вот хвалить и поддерживать растущее самосознание очень даже полезно. Наберитесь терпения и уважайте своеволие, формирующее свое "Я". Для гармоничного развития нужно давать эмоциональную и двигательную разрядку, которая позволит развиваться правому полушарию. В дальнейшем желательно не перегружать левое полушарие аналитическими задачами в ущерб двигательно-эмоциональному развитию.

Такие дети любят обучение, которое эмоционально и творчески их заинтересовывает. Чаще необходимо менять виды деятельности, даже если не достигнут видимый результат. Поэтому разумная смена занятия или отдых помогают усвоить знания как-то исподволь, ненавязчиво. Вроде никак не получалось, не решалось, поэтому занялись другим делом, отвлеклись, переключились. Потом вернулись к прерванной задаче - а она уже понята и все получается.

Как видим, в школе именно у таких детей возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на них начинают давить требованиями, все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении.

Неврастения - следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств.

Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, требовательность, занятий, посещение дополнительных школ. Зато важно больше эмоционально нагружать правое полушарие, слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может быть есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устаивать в школе или дома?

Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются, приходящие помимо воли мысли и действия. Все попытки "взять себя в руки", наказывать за это и контролировать приводят только к обострению ситуации.

У дошкольников и школьников это может быть в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться. При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на "благоприятной почве" напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать, как "максималисты". Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе и ребенку, как норму.

Ребенок, в конце концов, начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжести в голове. Как не покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и "бури в стакане" приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь приходит правое полушарие.

Только нужна ли родителям и детям, такая терапия? Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария. Появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно в конце концов, также перенапрягается и маятник откатывает назад.

Все это формирует стереотип поведения и структуру навязчивостей.

Таким образом критичность сменяется пофигизмом, контроль - попустительством, мрачность - безудержной веселостью и т.д.

И чем больше будут пытаться "уложить все это" в рамки разумности, давить на ребенка, чтобы он все осознал - тем меньше он будет способен к этому.

Помощи нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, "морали", а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни.

У таких детей, потенциальных дисграфиков, также отмечается нарушение общей координации, которая выглядит как неуклюжесть, неуверенность в движениях. Наблюдается общая  мышечная скованность, когда напряжение в определенных мышцах, например кисти руки, вызывает напряжение в обеих руках, спине, шее. Самое главное, что наблюдается нарушение координации мелкой моторики, что сказывается как на восприятии речи, так и на ее воспроизведении. Такие дети позже начинают говорить, с трудом осваивают трех-четырех сложные  слова, стечения согласных, голосовой поток истощен и прерывист. Долго не формируется метроритмическая конструкция речи. Пространственные предлоги бывают поняты, но не усвоены и не прочувствованны.

То есть, можно попросить показать игрушку "перед, за или между" какой-то. Ребенок с удовольствием покажет. А просьба самому переставить игрушку или сказать, где она стоит, используя те же пространственные предлоги, останется невыполненной.

К тому же такие детки часто гиперактивные и быстро утомляемые. Не обманывайтесь их длительной активностью и жизнерадостностью. Просто они не могут переключиться на другую форму деятельности, сесть и, например, порисовать после беготни за воображаемым кроликом. Беготня будет продолжаться до истощения, после чего может появиться спасительный плач, дающий возможность успокоиться, или поможет заснуть прямо посреди разгрома. Поэтому приучать таких детей к режиму и регулировать свою деятельность нужно чуть ли не с пеленок. Только приучать не диктаторскими методами, а игровыми.

Значит нужно запомнить два правила - режим и предсказуемость требований с одной стороны и частое переключение видов деятельности с мягким поощрением, даже за невидимый с первого взгляда успех, с другой стороны.

Как видим, эти правила похожи на взаимоисключающие друг друга. В этом вся трудность работы с такими детьми - гармоничное сочетание не сочетаемого.

У левшей проблема еще и с тем, что написание букв и их расположение никак не приспособлено к ним.

Но, заменять родную письменность на арабскую вязь, бессмысленно. Поэтому желательно объединять левшей в одном коллективе для того, чтобы использовать щадящую методику обучения письму и помочь скорректировать характерные для них ошибки.

Дизартрики выявляются довольно быстро, поскольку их смазанная речь с назализацией и другие грубые артикуляционные нарушения видны на ранних этапах развития.

Как видим, работа с этими группами детей до школы и в начальной школе - с задержкой психомоторного развития, амбидекстриков, дизартриков и левшей - сводится к

формированию фонематического слуха, чувства речевого метроритма, для того, чтобы детки не путали порядок букв и не пропусками гласные, особенно ударные.

Штриховке, которая научит руку свободному движению при рисовании элементов букв и ощущению границ форм.

Свободному пространственному ориентированию с перестановкой предметов или букв.

Развитию памяти на порядок расположения предметов, умение видеть ошибку.

Создание индивидуального режима занятий и отдыха, с дозированной нагрузкой, хорошо помня о том, что важнее всего для ребенка психологически и физически дозреть и не потерять интереса к познанию.

Людмила Есипова

Логопед

Москва


 

Особенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни

Сначала – выводы к материалу, помещенному в прошлой рассылке.

...Изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимущественно его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недоразвития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети предпочитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепета у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхолалии, т. е. самоподражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговый лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие детей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нарушена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии.

У большинства детей, страдающих церебральным параличом, обнаружен невысокий уровень развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, что является одной из причин недостаточности их познавательной деятельности.

Данные нашего исследования помогли четко представить доречевое развитие ребенка с ДЦП и выявить причины его отставания. При этом следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа должна строиться на основе максимального развития сохранных функций ребенка

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ДОРЕЧЕВОИ ПЕРИОД

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы.

  1. Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, т. е. с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.
  2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне его ближайшего развития».
  3. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, т. е. кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц.

В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П. К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н. И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накоплений опыта для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи.

4. Принципы советской дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.

  1. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.
  2. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Учитывая, что, начиная с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название "рефлекс запрещающие позиции", необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедического занятия и сохранять во время занятия.

Выбор позы для занятий "Рефлекс запрещающие позиции".

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

  1. Поза эмбриона — в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6—10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
  3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.
  4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».
  5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы

являются следующие:

нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

развитие зрительного и слухового восприятия;

развитие эмоциональных реакций;

развитие движений руки и действий с предметами;

формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I доречевом уровне развития, является стимуляция голосовых реакций.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

вокализация выдоха;

развитие "комплекса оживления" с включением в него голосового компонента;

стимуляция голосовых реакций;

развитие зрительной фиксации и прослеживания;

выработка слухового сосредоточения;

нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.

Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во время занятий ребенок находится на пеленальнике в положении "рефлекс запрещающие позиции". Длительность занятия 7—10 минут. На занятиях должна присутствовать мать и обучаться приемам коррекционно-педагогической работы, с тем, чтобы в течение дня продолжать заниматься со своим ребенком.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;

развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;

формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;

развитие хватательной функции рук.

Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не превышают 10—15 минут. Они проводятся в специально оборудованном светлом и теплом кабинете, изолированном от посторонних шумов. Во время занятия ребенок находится в адекватной для него позе "рефлекс запрещающие позиции". Для занятия используются часы бодрствования ребенка до кормления или после него. В течение дня с ребенком должна заниматься мать или медперсонал по плану, составленному логопедом. (Это требование также следует учитывать при проведении занятий с детьми III и IV уровня доречевого развития.)

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III доречевом уровне развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

стимуляция лепета;

формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

выработка зрительных дифференцировок;

стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;

выработка акустической установки на звуки и голос;

развитие слуховых дифференцировок;

формирование подготовительных этапов понимания речи.

Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 20 минут. Занятия проходят в логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во время занятия ребенок находится на пеленальнике, в специальном стуле или в кресле, т. е. в позе, адекватной возможностям данного ребенка.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение силы и длительности выдоха;

стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации;

Занятия проводятся в логопедическом кабинете. Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором минимально проявлялись бы патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии.

Нередко ребенок во время занятий усаживается в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной.

Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25—30 минут. В силу того, что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Учитывая то, что у детей с церебральной патологией с первых дней отмечается нарушение дыхания, проводят дыхательную гимнастику. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка логопед берет его кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку — вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливает на грудную клетку — выдох. Упражнение проводится в течение 1 — 1,5 мин, по 2—3 раза ежедневно.

Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией.

В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. С ребенком старше 5 месяцев проводят следующие дыхательные движения:

  1. Поместив ребенка в положение «рефлекс запрещающие позиции», с легким потряхиванием разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, а при опускании рук и прижимании их к грудной клетке осуществляется выдох.
  2. Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон отводится в соответствующую сторону и его рука (вдох). Слегка потряхивая руку и голову, возвращают их в исходное положение (выдох). Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания.
  3. Ребенок укладывается на спину в «рефлекс запрещающие позиции». Осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают, при этом происходит вдох, а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает выдох. Если ребенок не сопротивляется и у него есть возможность поднять руки вверх, то это упражнение проводится при заведении рук под голову, так как фиксация рук под головой во время сгибания и разгибания ног активизирует работу диафрагмы.
  4. Ребенка кладут на живот, руки его опираются на стол. Поднимая голову и плечи, при опоре на руки, способствуют осуществлению вдоха, а опуская голову и плечи, усиливают выдох.

Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и ритмичность. Движения 1,2,3,4 проводятся по 3—4 раза ежедневно.

Дыхательные упражнения, проводимые с детьми III уровня доречевого развития, направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивно-активных движений ребенка.

Важным фактором, а в ряде случаев и решающим для развития произвольной вокализации является правильно, поставленное дыхание ребенка. С этой целью с детьми III уровня доречевого развития проводятся более сложные дыхательные упражнения по сравнению с упражнениями предыдущих уровней, которые направлены на становление ритмичности движений и дыхания.

После расслабления рук ребенка добиваются правильного захвата игрушки (подбираются игрушки, которые легко держать). Затем проводят непосредственно дыхательные упражнения. Руку с вложенной в нее игрушкой пассивно отводят вправо или влево, в ту же сторону поворачивают голову ребенка так, чтобы он все время "держал" игрушку в поле зрения. Погремев погремушкой в этом положении с целью стимулирования работы органов слуха, медленно возвращают голову и руку в исходное положение. Игрушку подносят к глазам ребенка или к губам. Так поочередно проводят повороты влево и вправо. Проводится ежедневно.

При наиболее тяжелых формах церебрального паралича, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, часто наблюдается врожденный стридор — шумное, хриплое дыхание, связанное с искривлением дыхательных путей. Снятию или хотя бы уменьшению стридородного дыхания способствуют сугубо индивидуальные позы тела (эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и другие).

Дети с церебральным параличом охотно выполняют дыхательные упражнения, во время которых часто издают звуки гуления, улыбаются и даже смеются.

Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха.

Кроме пассивных дыхательных упражнений, описанных выше, проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Во-первых, ребенка учат дуть на ватные "шарики", в дудочку, на разноцветные бумажные бабочки и т. д.. При этом пассивно удерживают определенную позу губ — "хоботок". Во-вторых, дети учатся игре на губах. При выдохе у ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его, стараясь удлинить. Упражнение выполняется через день по 3 минуты.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

  1. в направлении от середины лба к вискам;
  2. от бровей к волосистой части головы;
  3. от линии лба вниз через все лицо к шее;
  4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  5. по верхней губе от угла рта к середине;
  6. по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе "рефлекс запрещающие позиции". Для расслабления языка и его корня используется:

  1. точечный, массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
  2. вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);
  3. легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

  1. поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
    1. поглаживание верхней и нижней губ к центру;
    2. постукивание губ;
    3. точечный массаж губ.

    Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз в день.

    Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

    При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к "периферии".

    Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

    1. поглаживание лба от середины к вискам;
    2. поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
    3. разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

    После 4—5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день.

    Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание, вибрацию губ:

    1. от середины верхней губы к углам;
    2. от середины нижней губы к углам;
    3. поглаживание носогубных складок к крыльям носа;
    4. пощипывание губ.

    Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза.

    Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки "шарик" и "ежик". Каждое движение повторяется 2—3 раза, не более 2 минут, через день.

    Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

    1. продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;
    2. вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;
    3. на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону.

    Движения 1, 2, 3 повторяют 4- 6 раз.

    Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с. способствуют активизации мышц языка.

    В клинике детского церебрального паралича отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в языке. Подавление гиперкинезов производится, когда ребенок находится в одной из поз "рефлекса запрещающих позиций".

    Перед массажем проводят упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (2—3 раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. В основе логопедического массажа, направленного на уменьшение гиперкинезов, лежит перекрестной точечный массаж, разработанный К. А. Семеновой.

    Точечный массаж при гиперкинезах языка:

    а) перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные, пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на правую носогубную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;

    б) следующий прием точечного массажа при гиперкинезах. Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;

    в) указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при упражнении а) и б), или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;

    г) при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны;

    д) при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.

    Особенностью использования этих "приемов" является то, что каждое движение повторяется 3—4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может еще более усилить гиперкинезы. Точечный массаж производится ежедневно.

    Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне большее число движений (10—12). Кроме приемов ручного массажа, используется специальный аппарат — вибромассаж, насадки применяются соответственно инструкции.

    Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику.

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной, так и активной форме.

    ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА

    Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

    С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ. Ее цель — стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

    Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

    1. собирание туб в «трубочку»;
    2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
    3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
    4. опускание нижней губы; поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны.

    Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

    Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.

    С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

    Пассивные движения выполняются логопедом утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения логопед следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастании которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.

    Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие:

    1. поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии; тем же приемом собирают нижнюю губу;
    2. опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
    3. попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;
    4. смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
    5. пассивное открывание рта — поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

    Каждое движение повторяют 4—6 раз по нескольку раз в день. Для языка используют следующие приемы:

    1. прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;
    2. пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4—6 раз неоднократно в течение дня;
    3. язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движение выполняют 2—3 раза.

    Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка.

    Для губ. Кроме приемов, используемых для детей, находящихся на I и II уровне доречевого развития, добавляют следующие:

    1. губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникнет сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям; ребенка побуждают губами тянуться к соске, пище, к шпателю с вареньем. Движения повторяются 3—5 раз ежедневно;
    2. создают уклады губ, необходимые в дальнейшем для произнесения звуков а, о, у, и.

    Для языка. Повторяют приемы, предназначенные для детей, соответствующих II уровню доречевого развития, и добавляют следующие приемы:

    1. шпателем надавливают на кончик языка, вызывая продвижение его кзади и подъем спинки языка;
    2. отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок положительно на него реагировал;
    3. если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии в полости рта, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений пораженной стороны. Движения 1, 2, 3 повторяются 5—6 раз ежедневно;
    4. вырабатывают схему жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Движения проводятся 2 — 3 раза в процессе кормления (в дальнейшем выполняет мать ребенка).

    С детьми IV уровня доречевого развития пассивная гимнастика предполагает проведение всех выше перечисленных упражнений. С целью стимулирования речевых кинестезий логопедические занятия включают мероприятия по созданию определенных поз губ и языка.

    АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

    Развитие подвижности языка и губ следует проводить с детьми II и III уровня доречевого развития.

    Активные движения языка вызываются пищевым подкреплением:

    1. при раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед, вверх, слизывание;
    2. при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языком.

    Эти приемы проводятся по 2—3 раза ежедневно перед кормлением.

    Проводя активную гимнастику с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования четких артикуляционных кинестезии. Ребенка настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. "Схему жевания" вначале отрабатывают пассивно: ребенку в рот кладут хлеб и двигают его челюсти вверх-вниз в соответствии с ритмом собственных жевательных движений ребенка.

    Ребенок обучается таким произвольным движениям, как: поцелуй, подуй, плюнь, покашляй, закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот. Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье. Упражнение проводится ежедневно по 3 мин.


     

    Уродливый кот.

    Притча из коллекции психолога Владимира Пугача

    (автор мне неизвестен)

    Мы правильно живём в этом мире, если правильно любим его …

    Каждый обитатель нашего дома знал, насколько Уродливый был наш Местный Кот.

    Уродливый Кот любил три вещи в этом мире, а это: борьба за выживание, поедание "чего подвернётся" и, скажем так, любовь. Комбинация этих вещей плюс бездомное проживание на нашем дворе, оставила на теле Уродливого Кота неизгладимые следы.

    Для начала. Уродливый Кот имел только один глаз. С той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. Его хвост отсутствовал. Остался только маленький огрызок с кисточкой на конце. И, если бы не множество шрамов, покрывающих голову и даже плечи Уродливого Кота, его можно было бы назвать темно-серым полосатым котом.

    У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: "До чего же УРОДЛИВЫЙ кот!". Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни во дворе, чтобы отогнать подальше и захлопывали перед его носом дверь, чтобы он не мог войти в квартиру. Наша дворничиха поливала его из шланга, когда он пытался к ней подойти.

    Удивительно, но Уродливый Кот всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если его поливали из шланга - он покорно мок, пока мучителю не надоедала эта забава. Если в него бросали что-то - он тёрся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он стремглав бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мурлыкал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок блузки, пуговицу или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

    Но, однажды Уродливый Кот нарвался на соседских собак. Из своего окна я услышала лай псов, его крики о помощи и команды "фас!" хозяев собак, и тут же бросилась на помощь. Когда я добежала до него, Уродливый Кот был ужасно искусан, весь в крови и почти что мёртв. Он лежал, свернувшись в клубок. Его спина, ноги, задняя часть тела совершенно потеряли свою первоначальную форму. Его жизнь подходила к концу. След от слезы пересекал его морду.

    Пока я несла его домой, он хрипел и задыхался. Я бегом несла его домой!! И больше всего боялась повредить ему ещё больше. А он тем временем пытался сосать моё ухо…

    Я остановилась и, задыхаясь от слёз, прижала его к себе. Кот коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышала … мурлыкание!! Даже испытывая такую страшную боль, Кот просил об одном - о капельке Любви! Возможно, о капельке Сострадания… И в тот момент я думала, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречала в моей жизни. Самым любящим и внутренне - самым-самым красивым. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.

    Уродливый Кот умер на моих руках прежде, чем я успела добраться до дома, и я долго сидела у своего подъезда, держа его на коленях.

    Впоследствии я много размышляла о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Так оно и было на самом деле. Уродливый Кот сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарна. У него было искалечено тело, а у меня была поцарапана душа. Настало и для меня время учиться любить верно, и глубоко. Отдавать любовь ближнему своему без остатка.

    Большинство из нас хочет быть богаче, успешнее, быть сильными и красивыми.

    А я буду всегда стремиться к одному – любить, как Уродливый Кот …

    Мы правильно живём в этом мире, если правильно любим его!

    Владимир Пугач

    Психолог

    ссылка на публикуемый материал


    Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
    Всего Вам самого доброго.
    Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2008 гг.




Все номера «Мамам и папам об особых детках»
в zip-архивах

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance