Благотворительный просветительский фонд
содействия абилитации детей с особенностями развития
"VITA"


Сделать стартовой Добавить в избранное


Новости

07.01.2011

Авторы - Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова.
"Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей" (сборник статей).
В данной брошюре собраны статьи, посвященные влиянию нарушений глубокой телесной чувствительности и пространственного восприятия на формирование психики ребенка. Подробнее об этом издании - ЗДЕСЬ.

26.09.2010

В рамках 1 Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» 14 октября 2010 г с 17:00 до 19:00 руководителем московского филиала Фонда совместно с коллегами проводится тренинг "Глубокая чувствительность"

Подробности по проведению этого мероприятия - ЗДЕСЬ.

02.09.2010

В Москве, недалеко от метро Беляево, открылся филиал Фонда "ВИТА".

Там работают методисты доп. образования, арт-терапевт, игротерапевт.

Работаем с семьями, в которых воспитываются аутисты, ДЦП-шки, дети с комплексными патологиями...

В основу работы специалистов положена теория движений Бернштейна.

Раньше эта группа специалистов работала в Ясенево.

Сюда они перебрались в августе - и привели с собой своих "старых" клиентов.

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.


Поиск на сайте




Рассылка

10.01.2011

1. А.В.Суворов приглашает на встречу в МГППУ
2. Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.
3. О возможностях диалогического общения слепоглухого со зрячеслышащими

19.07.2010

1. Колонка главного редактора.
2. Приглашение к участию в общественной экспертизе Закона об образовании
3. Нужна помощь юристов и всех, кто знаком с проблемой инвалидности ребенка

01.02.2010

1. Колонка главного редактора - о том, что было и что будет.
2. А.В. Суворов. Микрокосм и дети-инвалиды (заочный урок человечности)
3. А.В. Суворов. Рупор. О журналисте Никонове и прочих.

Архив рассылок


Последние сообщения с форума





Проект при поддержке компании RU-CENTER

Внимание! Добавлять сообщения в форумы могут только зарегистрированные пользователи.
Пользователи, прошедшие регистрацию, будут активированы в течение суток.

Говорят, что блоги сейчас - самые посещаемые в интернете. Ведь всегда любопытно знать чем занимается твой знакомый. Нам интересно на других посмотреть и себя показать.
Блоги "Города Золотого" - это место, где собираются друзья, здесь они сидят на лавочке и судачат о жизни.
Хочешь тоже стать другом? Зарегистрируйся и напиши о себе!

Милости просим :)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Программа_Сказкотерапия вторая часть

Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия


Рисунок

Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей.


Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной выразительности.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.
Драматизация сказок с куклами.
Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:
- развивается речь детей;
- развивается эмоциональная и моторная адекватность;
- развиваются коммуникативные навыки;
- развивается пространственная ориентация;
- укрепляется союз с родителями.
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.
Работа с куклой позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства , состояния, движения, которые в обычной жизни по каким –либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;
4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас» , без домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.
Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных проблем.
Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют «соответствие образу» . Нечёткое соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии. Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов.
Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.
Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для диагностики, но и коррекционной работы.
Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с кем он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.
Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и взрослому.

Использование телесно – ориентированных техник в практике сказкотерапии


Телесно – ориентированные техники используются в сказкотерапии в нескольких аспектах.
1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение медитативных сказок, «заземляющих» упражнений ( хождение по разным видам почвы, превращение в дерево и пр.) .
2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря телесно – ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги.
В практике сказкотерапии не используются «классические» инструкции телесной терапии, каждое движение предваряется сказкой. Сказочная оболочка телесно – ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою очередь позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмоциональное состояние.
3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков сопротивления можно создавать «ситуации давления» . При этом используются метафоры «Зернышко под землёй» , «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить» и др.
4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь развиваются способности понимать язык прикосновений, умение поддержать в Тяжёлом состоянии с помощью прикосновения.
5. Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника спонтанного танца. Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.
Синтез телесно – ориентированных техник со сказкотерапией называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. также этот вид направлен на общую энергетизацию тела на основе использования телесно – ориентированных приёмов.
Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Сказкотерапия – это эклический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества. К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Вачков, Т.Д.Зинкевич – Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы. Фитбол – гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного использования психотерапевтических сказок, являющихся средством психотерапии и психокоррекции.

Сказкотерапия


Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Задачи сказкотерапии:
1. Научиться тому, как учить;
2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;
4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Песочная терапия


Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Для организации песочной терапии необходимо следующее оборудование: водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок, коллекция миниатюрных фигурок.
Песочная терапия рассматривается в контексте сказкотерапии, во – первых, как среда для создания сказок и мифов. В песочнице происходит таинство мифотворчества и сказкотворчества. Во – вторых, песочница рассматривается как посредник в установлении контакта с клиентом. В – третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребёнок чувствует себя настоящим волшебником. В – четвёртых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». В – пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. В – шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. В – седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью волшебника, позволяет не только перенести в песочницу своё эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения.
Итак, говоря о сказкотерапевтической песочной терапии, с одной стороны мы имеем прекрасную развивающую среду. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Всё это делает возможным использование сказкотерапевтической песочной терапии в четырёх аспектах:
- аспект проективной психодиагностики;
- аспект психокоррекции и психотерапии;
- аспект психопрофилактики;
- аспект обучения.
Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и в групповых, без ограничения возраста.
Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
В наше время существуют следующие проблемы:
1.Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
2.Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3.Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4.С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях . Также невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.
Страницы: 1

Дизайн и разработка сайта на 1С-Битрикс Web Advance